Персональный сайт Елены Алексеевны Куликовой

Суббота, 20.04.2024, 06:32

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход

КОНСПЕКТ УРОКА, ПОСВЯЩЕННОГО 700-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО «ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ. ДУША РОССИИ.»
Образ преподобного Сергия Радонежского как духовного наставника, строителя, миротворца земли Русской.
По беллетризованному (художественному) житию Б. К.  Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский».

Цель урока: на примере жизни и деятельности преподобного Сергия Радонежского прививать детям и молодежи уважительное отношение к традициям и истории Христианства, его духовным ценностям и подвижникам, привлекать внимание подрастающего поколения к великим примерам служения Родине.
Задачи урока:
1. Обучающие:
расширить и углубить знакомство с личностью и деятельностью прп. Сергия Радонежского
изучить произведение Б. К.  Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский»
обогатить словарный запас за счет знакомства  с устаревшей лексикой русского языка
закрепить знания о лингвистических понятиях (синонимия), о литературоведческих терминах (кольцевое построение произведения)
2. Развивающие:
развитие навыка толкования слов,  навыка этимологигеских наблюдений, навыка анализировать литературное произведение и навыка сопоставительного анализа, навыка работы со словарями, навыка наблюдения за словом, навыка наблюдений по тексту
3. Воспитательные:
воспитание интереса к учебе
воспитание уважения к учителю, к родителям
воспитание всечеловеческих ценностей: терпения, смирения, мужественности, скромности, доброты и отзывчивости,  добросовестности
воспитание патриотического отношения к Отечеству, интереса к истории
воспитание видения и различения земного и небесного
воспитание исполнения сыновнего долга
воспитание эстетического вкуса


Оборудование: компьютерное оборудование рабочего места: базовый комплект для учащегося, базовый комплект для учителя; мультимедайная образовательная оболочка; презентации; приложения; записи музыкальных произведений;
тетради (электронные файлы), рабочая программа, компьютерные программы: NeoOffice, iTunes Open Meetings ( видеокомната) и другие.
Оформление урока: иконографические изображения святого Сергия Радонежского и его учеников; даты жизни, памятные дни (слайды); фотографии и репродукции картин.
Методические приемы: сильные ученики самостоятельно  находят в тексте нужные эпизоды,  для слабых предлагаются готовые тексты; рассказ учащихся; выразительное чтение  и   анализ текста; прослушивание музыкальных композиций и соотнесение их с событийным рядом  литературного произведения на соответствие в форме, содержании и в эмоциональном восприятии; анализ репродукций; устное рисование;  наблюдения по тексту; сопоставительный анализ. Опережающие задания: анализ глав по предложенным заранее вопросам. Показ слайдов, отражающих подготовку к встрече врага сопровождается исполнением увертюры к опере  Бородина  "Князь Игорь". Демонстрация картин битвы из презентации   сопровождается звучанием "Богатырской" симфонии А.П. Бородина. Во время чтения эпизодов о чудесах звучит «Патетическая» соната Рахманинова.
«Богатырские ворота» из цикла «Картинки с выставки» Мусоргского - при рассказе о учениках прп. Сергия.
Условные обозначения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1: словарь
ПРИЛОЖЕНИЕ 2: текстовая презентация, слайды с  текстовыми материалами (далее: н + порядковый номер):
ПРИЛОЖЕНИЕ 3: иллюстративная презентация, слайды (далее: с + № слайда)
Тема рассчитана на три урока. (Учитель может использовать материал выборочно, изучить отдельные главы, в соответствии с поставленными целями и задачами и с избранной темой.)
 
Ход и структура уроков:
1. Приветствие, оргмомент
2. Мотивационное начало урока (проблемные вопросы)
3. Изучение нового материала
4. Обобщение изученного, выводы
5. Рефлексия
5. Домашнее задание
6. Оценки за урок

 

Урок 3
Глава «Сергий и государство»

 

Слово учителя (обозначено буквой  У) с указанием порядкового номера из текстовой презентации (обозначено буквой н + № слайда); из иллюстративной презентации (обозначено буквой с + № слайда))

Текст слайда
презентации (приложение 2)
Деятельность учеников
Этапы урока.
Элементы урока.
Вид деятельности.

 


«Как святой, Сергий одинаково велик для всякого. Подвиг  его всечеловечен.  Но для русского в  нем  есть  как  раз  и  нас  волнующее: глубокое созвучие народу, великая типичность ― сочетание в одном рассеянных черт руссих». «Да, Сергий был не только созерцатель, но и делатель».( Зайцев, Б. К. Предисловие к книге«Преподобный Сергий Радонежский».)


н2-8             Эпиграф
Вводная часть урока.
Приложение 2, слайды 2-8: информация о важнейших датах, постановка проблемы, словарная работа.
У: Что Вы знаете о формировании Русской государственности и роли Москвы в этом деле?Прокомментируйте, пожалуйста, цитируемый отрывок из повести Б.Зайцева.
  н9
   «Орда дробится, Русь объединяется...
Некогда скромная Москва (выражение жития: "честная кротостью" и "смиренная кротостью"), катясь в истории как снежный, движущийся ком, росла, наматывая на себя соседей. Это восхожденье трудное, часто преступное... москвичи — сознательно или нет, шли большаком русской государственности — и себя связали с нею навсегд а... Союзницей москвичей была и Церковь...»


1)Междоусобица,  свирепая борьба Москвы с Тверью
2)”Москвичи — сознательно или нет, шли большаком русской государственности”.
В московском княжестве зарождалась государственность Руси.
н9


У: Давайте разделим на составные части слово  междоусобица.  


междо-у-соб-иц-а
между-, расположенный или происходящий между чем-либо
-соб-, подберем однокоренные слова:  собственность, сам собою, себе, особый, а  особый — это отдельный, не общий (одно из значений по БТС)
Поиск в интернетресурсах материалов о значении морфем, наблюдения

 


У: Каков вклад Радонежского игумена в дело объединения Руси?
  н11-12
   с7

 

 

«1358 г., при Иване, сыне Калиты. Преподобный путешествует в Ростов, родной свой город, убеждает Константина Ростовского признать над собой власть Великого Князя. Но через два года Константин выхлопотал себе в Орде грамоту на самостоятельный удел — и в 1363 г. Сергий вновь идет на "богомолие к Ростовским чудотворцам" — видимо, вновь убеждает Константина не выступать против Великого Князя. И это снова удалось ему.
В 1365 г. князь Борис
Суздальский захватил у своего брата Димитрия Нижний Новгород... Но с Борисом трудно было сладить даже Сергию.
Пришлось действовать строже: он закрыл церкви в Нижнем. Димитрий двинул войско. Борис уступил. Это единственный случай, когда Сергий вынужден был наказать.»
 

Чтение, комментарий, рассуждения

 

 

Прп. Сергий исходил землю Русскую. Он посещал строптивых князей и убеждал их объединяться вокруг московского князя Дмитрия.
н11-12, с7
Аналитическое чтение эпизодов, межпредметные связи (соотнесение с историческими сведениями)
 Исполнение увертюры к опере  Бородина  "Князь Игорь" (звукозапись).

 


 У: 1)Как понимаете выражения: «самозаконное направление политики», «выступление в самодержавном духе», «переломилась психика»?
2)Какими действиями подтверждаются данные утверждения?

н12
 «Политика Алексия и Димитрия впервые попыталась взять иное направление, самозаконное... Первым открытым выступлением Димитрия в самодержавном духе было возведение "каменного города Москвы", т. е. Кремля (1367 г.)...
Димитрий уж не так с Ордой считался. Приводил к присяге и владимирцев, и других, не обращал внимания ни на какие ярлыки. Переломилась психика. Проходил страх, ясным становилось, что Москва есть Русь...»
Отвечают на вопросы
н12

У: Как прп. Сергий решает дилемму: миролюбие и необходимость благословения на кровь?

с.8
н13-15
Справка: утешитель = "Параклет" = Святой Дух
 «В Орде между тем выдвинулся Мамай, стал ханом.
Мамай решил вообще покончить с непокорным Димитрием, напомнить "времена батыевщины". Собрал всю волжскую Орду, нанял хивинцев, ясов и буртасов, сговорился с генуэзцами, литовским князем Ягелло — летом заложил свой стан в устье реки Воронежа...
(К прп. Сергию) в обитель едет Димитрий за благословением на страшный бой.
До сих пор Сергий был тихим отшельником, плотником, скромным игуменом и воспитателем, святым. Теперь стоял пред трудным делом: благословения на кровь.
… Но не его стихия — крайность. Если на трагической земле идет трагическое дело, он благословит ту сторону, которую считает правой. Он не за войну, но раз она случилась, за народ и за Россию, православных. Как наставник и утешитель, "Параклет" России, он не может оставаться безучастным.»

 “Но не его стихия — крайность”, - сказано о Сергии. Русь долго откупалась — пришло время брани.
с.8
н13-15
У: Какую новую страницу в истории Руси иллюстрируют следующие эпизоды?

с.8
н16-20
   «… 18 августа Димитрий с князем Серпуховским Владимиром, князьями других областей и воеводами приехал в Лавру... Русь вправду собралась. Москва, Владимир, Суздаль, Серпухов, Ростов, Нижний Новгород, Белозерск, Муром, Псков с Андреем Ольгердовичем — впервые двинуты такие силы... Сергий упросил Димитрия остаться к трапезе. Здесь он сказал ему:
   —  Еще не пришло время тебе самому носить венец победы с вечным сном; но многим, без числа, сотрудникам твоим плетутся венки мученические.
После трапезы преподобный благословил князя и всю свиту, окропил св. водой. Замечательно, что летопись и тут, в минуту будто бы безнадежную, приводит слова Сергия о мире. Преподобный будто пожалел и Русь, и все это прибывшее, должно быть, молодое и блестящее "воинство". Он сказал:
   —  Тебе, господин, следует заботиться и крепко стоять за своих подданных, и душу свою за них положить, и кровь свою пролить, по образу Самого Христа. Но прежде пойди  к ним  с правдою и покорностью, как следует по твоему положению покоряться ордынскому царю. И Писание учит,  что если такие враги хотят от нас чести и славы— дадим  им;  если  хотят  золота  и  серебра — дадим и это; но за имя Христово,  за веру православную подобает душу положить и кровь пролить. И ты, господин, отдай им и честь, и золото, и серебро, и Бог не попустит им одолеть нас: Он вознесет  тебя, видя  твое  смирение, и низложит их непреклонную гордыню.
Князь отвечал, что уже пробовал, и безуспешно. А теперь поздно.    —  Если так, — сказал Сергий, — его ждет гибель. А тебя — помощь,  милость, слава Господа, Димитрий опустился на колени. Сергий снова осенил его крестом.
   — Иди, не бойся. Бог тебе поможет.
И, наклонившись, на ухо ему шепнул:  "Ты победишь".
Анализ эпизода.
Многие княжества объединились, оставив распри и междоусобицу. Через игумена Сергия русскому воинству дано было Божие благословение.
с.8
н16-20
У: 1)“Вряд ли двинулись бы рыцари-монахи в мелкую войну из-за уделов”, - как понимаете эти слова?
2)Поделитесь мнением относительно
участия монахов в войне.
 с.9
н21-23
  «Есть величавое, с трагическим оттенком — в том, что помощниками князю Сергий дал двух монахов-схимников: Пересвета и Ослябю. Воинами были они в миру и на татар пошли без шлемов, панцирей — в образе схимы, с белыми крестами на монашеской одежде. Очевидно, это придавало войску Димитрия священно-крестоносный облик. Вряд ли двинулись бы рыцари-монахи в мелкую войну из-за уделов.
(игумен Сергий) послал вдогонку князю грамоту: "Иди, господин, иди вперед, Бог и Св. Троица помогут!"»
1)Построение государственности имеет важное значение в жизни народов.
с.9
н21-23

 

 

 

 

 

 

 

 

У: Прочитайте

с10-11
н24-27
Разберем эпизод.
1)Важные слова: «Единоборство Куликова поля вышло из размеров исторических». Обратите внимание на то, что далее автор говорит о роли легенды: «Миф лучше чувствует душу события, чем чиновник исторической науки». Существует духовная сторона жизни, которая неподвластна рациональному определению.
2)Заметили, катк готовятся к сражению воины?
3)Какой художественный прием усили вает значимость события?
 с10, : «8-е сентября 1380 года! Хмурый рассвет, Дон и Непрядва, Куликово поле и дух Слова о полку Игореве. Русь вышла снова в степь, мериться со зверем степи. Как все глубоко напряженно и серьезно! Перед сражением молятся. Читают "ратям" грамоту преподобного. Над ставкой черный стяг великокняжеский с золотым образом Спасителя. Осенние туманы, медленный рассвет, хладно-серебряный. Роса, утренний холод. За Непрядвой не то стоны, не то грохот дальний. Люди умываются, подтягивают у коней подпруги, надевают чистые рубахи и в последний раз оружие свое страгивают. Строятся. Идут на смерть. Грусть и судьба — и неизбежность. Ясно, что возврата нет.
Единоборство Куликова поля вышло из размеров исторических. Создало легенду. В ней есть и несуразное. Подробности пусть отпадут, но, разумеется, миф лучше чувствует душу события, чем чиновник исторической науки. Можно отвергать известие, что Димитр ий отдал мантию великокняжескую Бренку, а сам дрался простым воином, что, раненный, был найден на опушке леса после тридцативерстного преследования. Вряд ли мы знаем, сколько войска было у Мамая, сколько у Димитрия, Но уж конечно, битва-то была особенна я и с печатью рока — столкновение миров.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Читают, делятся впечатлениями, отвечают на вопросы.
3)параллелизм:
Непрядва -  Дон, высока духовная и историческая значимость «Слова о полку Игореве». Упоминание произведения, в котором тема единения воплощена в формах гениального литературного творения служит достижению цели: проследить поступательную взаимосвязь истории, преемственность задач Киевской и Московской Руси.
 Показ слайдов сопровождается звучанием "Богатырской" с10-11
н24-27          симфонии А.П. Бородина.

с12
н28
 «К полудню показались и татары. Димитрий выехал драться лично, "в первом суйме", передовой стычке. Таков обычай. Ранен не был, но доспех помяли. Тут же, по преданию, на зов татарского богатыря выскакал Пересвет, давно готовый к смерти, и, схватившись с Челибеем, поразив его, сам пал.
 


с12
н28
Пересказ либо чтение эпизода.

У: Что зацепило за живое? Какие мысли появились?

с13-17
н28-30
 Началась общая битва, на гигантском по тем временам фронте в десять верст. Сергий правильно сказал: "Многим плетутся венки мученические". Их было сплетено немало. Преподобный же в эти часы молился с братией у себя в церкви. Он говорил о ходе боя. Называл павших и читал заупокойные молитвы. А в конце сказал:  "Мы победили". Предсказанье Сергия исполнилось: Димитрий возвратился в Москву победителем и вновь посетил преподобного. Служили вновь молебны, но и панихиды. Потери были колоссальны. Церковь не забыла убиенных. С тех пор по всей России  служатся особенные панихиды, в "Дмитриевские субботы", около 26-го октября, дня св. Димитрия — отголосок той великой грусти, что сопутствовала битве.»
Чтение, обсуждение
с13-17
н28-30        Пересказ либо чтение эпизода.

У: 1)Кто может назвать год Куликовской битвы?
2)1380 год — это конец 14-го века, а сейчас век 21-й. К. Зайцев утверждает: «доказано, что мы, мир европейский, христианский, не рабы, а сила и самостоятельность». Как Вы можете прокомментировать эту мысль? Было ли принято доказательство соседями Руси и  России, ближними и дальними?  
 с18
н32
  «Самая победа — грандиозна, и значение ее прежде всего моральное: доказано, что мы, мир европейский, христианский, не рабы, а сила и самостоятельность. Народу, победившему на Куликовом поле, уже нельзя было остаться данником татарщины.
Но не быстра история... нагрянул Тохтамыш.»
 
1)1380
2)На протяжении многих веков, вплоть до сегодняшних дней, Россия вынуждена доказывать свою состоятельность, следовательно, разбираемая тема злободневна важна и поучительна.
 с18
н32
У: Какие качества прп. Сергия демонстрирует данный эпизод?
 н32-33

 «Глубокой осенью 1385 г. пешком идет святой в Рязань, миротворцем к Олегу Рязанскому — давнишнему, упрямому врагу Москвы... беседовал с ним о пользе душевной и о мире, и о любви... Князь же великий Олег преложи свирепство свое на кротость и утишись, и укротись, и умились вельми душою, устыде бо столь свята мужа, и взял с Великим Князем Дмитрием Иванычем вечный мир и любовь в род и род".»


  «А в жизни преподобного это последний выход в область "государства".
Как ободритель и как миротворец, Сергий выступал всегда от Москвы, значит — и России. Подымал свой крест и свой негромкий, но правдивый голос только за дела правдивые. Меньше всего был он орудием — власти ли церковной или государственной».
Постоянство цели, упорство в ее достижении. Его дела — дела правды. Дела Москвы и дела России — едины с этих пор.
н32-33
Выводы, итоги (без  предварительной подготовки)
Глава «Вечерний свет»

 

У: Каково значение завещания   князя Димитрия?
Читаем текст слайда

н34
 «в 1389-м, умирая, Димитрий пишет завещание "перед своими отцы, перед игуменом перед Сергием, перед игуменом перед Савостьяном". В этом завещании особенно подчеркивается единовластие — идея, за которую Димитрий воевал всю жизнь. Он уже считает себя русским государем. Старший сын наследует отцу. Ни о каких уделах и борьбе за княжеский стол больше нет и речи. Порядок этот и установился на столетия, создав великую монархию.»
 

Данное завещание устраняет почву для раздоров.
н34

У: Теперь вернемся к духовным подвигам преподобного.

с19
н35-36
ЧУДО ЯВЛЕНИЯ БОГОРОДИЦЫ «Преподобный, как обычно, пел в келий акафист и молил Св. Деву за обитель. Кончив, сел приотдохнуть. Вдруг он сказал келейнику Михею:
   — Ободрись. Сейчас будет чудесное.
И услышал голос:
   — Пречистая грядет.
Преподобный встал и вышел в сени. В ослепительном свете перед ним явилась Богоматерь с ап. Петром и Евангелистом Иоанном. В ужасе он пал на землю. Но Св. Дева ободрила его, сказала, что всегда будет заступницей обители, пусть не тревожится он. Его молитвы до Нее дошли.
И удалилась».

Во время чтения эпизодов о чудесах звучит «Патетическая» соната Рахманинова.
с19
н35-36
У: Какие еще чудеса, связанные с именем преподобного вы знаете?
с20
н37

Водопад «Гремячий ключ» возник благодаря молитве преподобного Сергия, который вместе со своим учеником Романом остановился в этом месте для отдыха, когда шли от Маковицы на Киржач.

Чудо об источнике. Чудо об освященном огне и Ангеле.

Слайд
с21
У: Согласны с этим?

Читают: Сергий Радонежский сказал: «Любовью и единением спасемся»
Слова святого актуальны и по сей день.

 

У: Учениками преподобного Сергия основано 40 монастырей. Из них, в свою очередь, вышли основатели еще 50-ти обителей. Последователи преподобного стремились к уединению, но в любую глушь к ним стекались люди.
с22

Просмотр
Звучат звукозаписи:
«Богатырские ворота» из цикла «Картинки с выставки» Мусоргского.
  У: читает : «На высоте, достигнутой им, преподобный долго жить не мог. За полгода до смерти он уж знал о ней. Собрал учеников и управление обителью передал Никону. А сам "начал безмолвствовать".
В сентябре тяжко заболел. Еще раз он собрал всю братию. Произнес ей наставление—об иноческой жизни, мире и любви , о "страннолюбии" — с детства особенно ценимой добродетели  — и, причастившись св. Тайн, 25-го отошел».

с23
н38
У:  Почему глава называется "Вечерний свет"?
    «На высоте, достигнутой им, преподобный долго жить не мог. За полгода до смерти он уж знал о ней. Собрал учеников и управление обителью передал Никону. А сам "начал безмолвствовать".
В сентябре тяжко заболел. Еще раз он собрал всю братию. Произнес ей наставление—об иноческой жизни, мире и любви, о "страннолюбии" — с детства особенно ценимой добродетели — и, причастившись св. Тайн, 25-го отошел».
Ответы учеников.
Рассуждения.
Итог жизни преподобного есть сияние   света, святость.
с23
н38
Глава «Дело и облик»

 

 

 

 

 

 

У: Читаем слайды:

с24-25
н39-40
 1)Подведем итог. Каков он?
2)Какую роль играет в вашей жизни святой преподобный Сергий Радонежский?
 Через тридцать лет по смерти были открыты мощи Сергия — и на поклоненье им ходили богомольцы нескольких столетий — от царей до баб в лаптях, проложивших тропки торные по большаку к Сергиеву Посаду. И получилось так: кто меньше всех "вкусил меда" от жизни — более всех дал его другим — но в иной области.»
  «Присмотримся немного, что же он оставил.
Прежде всего — монастырь. Первый крупнейший и прекрасный монастырь северной России.
Сергий основал не только свой монастырь и не из него одного действовал. Если келий Лавры он рубил собственноручно, если сам построил Благовещенский монастырь на Киржаче, то бесчисленны обители, возникшие по его благословению, основа нные его учениками — и проникнутые духом его.»

 

 

 

 

 

Читают , отвечают.

Он является покровителем учеников и учителей. Ему молятся о  просвещения ума и помощи при обучении. В августе, перед началом учебного года, во всех православных храмах служится  «Молебен перед началом учения отроков». Сергий Радонежский предстательствует ко Господу о учащихся. К Нему обращаются родители, молящиеся за чад своих.  !
с24-25
н39-40

 

 

У: Прочитаем слова Тропаря, посвященного преподобному Сергию Радонежскому.
Приложение
н41

 
Тропарь, глас 4
   Иже добродетелей подвижник, яко истинный воин Христа Бога, на страсти вельми подвизался еси в жизни временней, в пениих, бдениих же и пощениих образ быв твоим учеником; темже и вселися в тя Пресвятый Дух, Егоже действием светло украшен еси; но яко имея дерзновение ко Святей Троице, поминай стадо, еже собрал еси мудре, и не забуди, яко обещался еси, посещая чад твоих, Сергие преподобне отче наш.

 

 

 

Чтение учителем либо воспроизведение записи пения Тропаря.
н41
 У: Если вдуматься в слова торпаря, то можно увидеть, что это - формула, в которой в сжатой форме раскрывается вся суть образа святого преподобного Сергия, игумена Радонежского о Всея Руси.

 

У: Познакомьтесь, дорогие мои, с высказыванием святителя Филарета Московского. Как вы понимаете эти слова?
н42

 «Свет одного научного образования без света Христовой истины – все равно, что свет луны без солнца, свет холодный и безжизненный, свет чуждый и заимствованный; он будет только скользить по поверхности души, как скользит свет луны по скале, не проникая внутрь ея, – никогда не в состоянии будет согреть, оживить и возбудить сердце наше к трудам и подвигам, скорбям и лишениям”.
                                                                            Святитель Филарет Московский

(Православных календарь 2011 “Год со святителем Филаретом». - Издательство московского подворья Свято-Ироицкой Сергиевой лавры, М., 2010)
Рассуждения.
н42
У: Есть ли отличия Древнерусской литературы от Русской художественной литературы, к которой относится и повесть Б. Зайцева?

Ближе  и понятнее язык, другие задачи: популярно рассказать о забытом выдающемся подвижнике, вскрыть особенности монашеской жизни

 У: Какие неупотребляемые в современной речи слова встретились в тексте повести? Значение употребления этих слов в литературе?

Обогащают наш язык, выражают отвлеченные понятия, которые «выше пределов естества»( Н. Гумилев стихотворение «Слово»)
Благочестивый,
усовещивают и др.

У: 1) Пожалуйста, перечислите достоинства и заслуги св. прп. Сергия.
   2)Как можно кратко охарактеризовать ту эпоху, во время  которой жил святой?
   3)Что показалось новым, необычным, непривычным, неприемлемым?
   4)В чем хотели бы подражать великому и святому соотечественнику
   5) На ваш взгляд, прозвучавшие музыкальные произведения соответствуют ли тематике? Что бы вы изменили в построении урока? Передайте свои чувства и впечатления.

1)Две стороны: духовное служение, служение Богу. / Социальное служение, служение Руси и народу русскому.
2)Два плана: план исторический и духовный план;
строительство монастырских стен и храмов, с одной стороны, и возведение храма Божия в душах людей (обожение или богоуподобление)
Рефлексия, обобщение.
Задание на дом:
1) к уроку литературы: Презентация, доклад, реферат(по выбору) «Ученики прп. Сергия».
Оценки за урок (с комментариями).
Слова благодарности.

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 1
СЛОВАРЬ

1. Созерцание— способ познавательной деятельности, неопосредованный мышлением акт познания. Словом созерцание часто переводят слово греч. θεωρία, «сосредоточение души на надумных тайнах» (Феофан Затворник)
2.
Созерцание - это греческое слово, производное от «видеть». Созерцать Бога значит видеть Бога. Чтобы видеть Бога нужно самому быть обоженным.
1. МИР, -а; мн. миры, -ов; м. 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве; Вселенная. Происхождение мира. 2. Отдельная часть Вселенной; планета. Далёкие звёздные миры.Изучать марсианский мир. 3. Земной шар, Земля со всем существующим на ней. Объехать половину мира. Страны мира. Чемпион мира. Лучший в мире бамбук. Самое большое животное мира. 4. Всё, реально существующее на Земле, проявляющееся в её жизни.Весь мир засверкал под лучами солнца. Не дать погибнуть миру на Земле. * Настала ночь, весь мир затих (Некрасов). / чего или с опр. О какой-л. сфере жизни или области явлений в природе.Неорганический мир. Животный мир. Растительный мир. Мир океанских глубин. Мир земноводных. / чего или с опр. Об отдельной области, сфере, воспринимаемой действительности; о совокупности каких-л. явлений, предметов, окружающих человека. Мир красок. Мир звуков. Мир русской деревни. / с опр. О явлениях психической жизни кого-л. (чувствах, переживаниях, представлениях и т.п.). Духовный мир человека. Чувственный мир животного. Собственный мир переживаний. 5. обычно с опр. Человеческое общество как единство, характеризуемое определённым общественным строем, культурными и социально-историческими признаками. Античный мир. Капиталистический мир. Весь мир выступает против войны. Цивилизованный мир. 6. Окружающее кого-л. общество; люди. Известный в мире человек. Удивить мир экстравагантностью. Мир никогда не забудет кого-л. Делать что-л. всем миром (вместе, сообща). Быть отрезанным от мира (потерять связь с обществом, лишиться общения с широким кругом людей). * На миру и смерть красна(посл.; не страшно умереть на людях; легко перенести невзгоды вместе с кем-л.). Сильные мира сего (о людях, занимающих высокое положение в обществе). // чего или с опр. Круг людей, объединённых общей профессией, принадлежностью к какой-л. среде и т.п. Театральный мир.Мир учёных. Мир музыкантов. 7. чего или с опр. Область, сфера деятельности людей. Вступить в мир искусства. Успешно работать в мире юриспруденции.Сделать что-л. достоянием научного мира. 8. Устар. Сельская община; члены этой общины. Принять в мир. Землёй распоряжался мир. // предлож.: на миру. Сельская сходка. Решить на миру. 9. По религиозным представлениям: всё, что создано Богом. Мир Божий. // Всё, что относится к потусторонней, неземной жизни. Другой мир. Уйти в иной мир. (умереть). Переселиться в лучший мир (умереть). Загробный мир. Потусторонний мир. // предлож.: в миру Светская жизнь, не связанная со служением церкви, Богу. Уйти из мира в монастырь. Жить в миру. ◊ Перевернуть весь мир (см. Перевернуть). Пойти (ходить, идти и т.п.) по миру. Обеднев, начать нищенствовать, побираться. Пустить по миру кого. Разорить, заставить нищенствовать. Не от мира сего. О крайне неприспособленном к жизни человеке, мечтателе, фантазёре. Пир на весь мир. О весёлом праздненстве с обильным угощением. < Мировой (см. 1. М.). Мирок, -рка; м. Уменьш. (6-7 зн.).Театральный мирок. Узкий мирок интересов кого-л. Мирской (см.). 2. МИР, -а; м. 1. Согласие, отсутствие разногласий, вражды или ссоры. Жить в мире. Нарушить мир в доме. Установить мир между кем-л. Закончить дело миром (мирно, полюбовно, без ссоры). 2. Отсутствие войны, вооружённых действий между государствами; согласное сосуществование государств, народов. Борьба народов за мир. Проводить политику мира. 3. Соглашение между воюющими сторонами об окончательном прекращении военных действий; мирный договор. Заключить мир. Подписать мир. Переговоры о мире. 4. Покой, спокойствие. Наступил душевный мир у кого-л. Устав от суеты, желать мира. Мир вам; мир дому сему (пожелание покоя, согласия хозяевам дома при входе в него). Поезжай с миром (нар.-разг.; пожелание спокойствия, благополучия уезжающему). Отпустить с миром (без наказания). Мир кому-л.; мир праху кого-л. (пожелание покоя умершему). < Мирный (см.). Мировой (см. 2.М.).
 Недоуздок. Сбруя — конская упряжь, предметы и принадлежности для запряжки, седлания и управления лошадьми. Другой термин — конская амуниция.
ПРОСФОРА, -ы; мн. просфоры, род. -фор, дат. -ам; и (разг.)ПРОСФОРА, -ы; мн. просфоры, род. -фор, дат. -ам; ж. [греч. prosphora - приношение]. Церк. В православном богослужении: пшеничный хлебец особой двусоставной формы, употребляемый для совершения обряда причащения; просвира. Принести просфору из церкви. ->энц. Сверху просфоры делается оттиск креста и буквенных сокращений: IC, XC, NI, KA ( т. е. Иисус Христос побеждает). < Просфорка, -и; мн. род -рок, дат. -ркам;ж. Уменьш.-ласк. Просфорный, -ая, -ое. П-ое тесто.
ОТШЕЛЬНИК, -а; м. Человек из религиозных соображений поселившийся в уединении и отказавшийся от общения с людьми, миром; пустынник.
СТАРЕЦ
Пожилой монах, отшельник. Духовный наставник и руководитель верующих или других монахов; монах (реже - лицо не духовного звания).
 Ака́фист, у старообрядцев ака́фисто (греч. Ο Ακάθιστος Ύμνος, также неседален, неседальная песнь, то есть «песнь, которую поют, не садясь, стоя») — жанр православной церковной гимнографии, родственный кондаку в первоначальном значении термина.
Игумен — настоятель православного монастыря

 

Автор материала: Елена Алексеевна Куликова, учитель русского языка и литературы Центра дистанционного образования детей-инвалидов при ОГАОУ «Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат».

Меню сайта

Block title

Block content

Поиск