Персональный сайт Елены Алексеевны Куликовой

Суббота, 20.04.2024, 08:18

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход

 

Журнал "ВЕСТНИК БЕЛГОРОДСКОЙ МИТРОПОЛИИ", №1, 2016 год, с 35-39

 

***

Рукопись

На страже Отечества и Православия

 

В советский период учебники истории, малохудожественные произведения, кинофильмы тенденциозно и массированно создали негативный образ казака и казачества. Это некие злобные, жестокие всадники с нагайками, расправляющиеся с безправным рабочим людом, ищущим справедливости через мирные демонстрации. Представители серой массы верили, потому что альтернативной точки зрения не было места в легальных источниках информации.

Перестройка вместе со всякого рода мусором открыла страницы историии, жизни России православной, коренной. Но книги, кино — это одно, а возвращение в быт, в реальное существование, казалось, навсегда утраченного, отрадно.

И вот симпатии к казачеству, присказки покойного отца, Алексея Прокофьевича, «ты турок, не казак», «держись, казак, атаманом будешь», его фотография в казачьей черкеске с газырями, его грусть-тоска по романтике казачьего образа жизни, чувства, осташиеся непонятыми, - все это постепенно стало заполнять пустующую так долго нишу.

2010 год, Концертный зал "Святодуховский" Александро-Невской Лавры, казачий фестиваль, двухчасовая программа выступлений, радующая глаз форма, караул у знамени. Продолжение программы во дворе, ограниченном оградой Никольского кладбища, Свято-Троицким собором, "Святодуховским" культурным цетром, мастер-класс дают не только взрослые казаки, тут и казачата, в руках их оружие, и они владеют боевыми приёмами. В программе традиционной Санкт-Петербургской православной выставки-ярмарки фехтование на шашках. Красиво, искусно, дух захватывает. Один знакомый полувоенный человек на выражение восхищения по поводу возрождения казачества скептически отмахивается: «Ряженые». Ну ряженые или не ряженые, а несомненно то, что мужчина, которому позволили иметь при себе оружие — это уже несколько другой человек, чем он был до этого, ибо оружие и обязывает хозяина соответствовать его назначению, и придает уверенность. Форма пригнанная, ладно сидящая защитного цвета либо какого другого вместе с ремнем, портупеей, погонами, лампасами заставляет казака держать себя стройно, чинно. За голенищем сапога — нагайка, на боку -— шашка. Достоинство и честь, словно читается во всем облике новоиспеченнного воина по роду своему. Даже лица совсем другие, более благородные, как на старых фотографиях.

Объективности ради нужно сказать, что существует и такое представление:

И казаки, как маленькие дети,
Надели ордена и взяли плети.


Надели ордена и взяли плети
(смешное войско на хромом коне),
Но за Отчизну нашу не в ответе,
Вся суть – в парадах, драках и вине.

А деды их и сеяли, и жали,
И за Россию шли на смертный бой,
И вера их была прочнее стали,
И ордена – не цинковый припой.

 

Видимо, есть правда в вышесказанном (процитирован отрывок из стихотворения Александра Дудина-Енисейского «Своя рубашка»1, но либо касается действительности ушедших девяностых годов прошлого века, либо относится к каким-то группам, именуемым казачьими, и никак не покрывает всего современного казачьего движения).

Все чаще и чаще в разных общественных местах стали появляться казаки. Вот они в качестве стражи на архиерейском богослужении в Князь-Владимирском соборе Санкт-Петербурга; вот цепью окружили сцену во время празднования Дня образования города в Новом Осколе; вот молятся за Литургией в Холковском монастыре в День народного единства и праздник иконы Божией Матери Казанской с последующим Крестным ходом и принятием присяги у подножия памятника Святославу Храброму, рядом с входом в подземный монастырь; вот казаки, съехавшиеся из разных областей России, Украины на Первый международный фестиваль казачьей культуры "Холковский сполох".

На сцене не одним десятком коллективов были продемонстрированы искусство пения и танца, показательные единоборства, в том числе и казачий Спас. На импровизированном ристалище прошли театрализовнные Шермиции, то есть праздничные примерные бои.

Основу этих игр составили скачки на лошадях, джигитовка, фехтование на шашках и фехтование на пиках, рубка мишеней шашкой , фланкировка (искусство крутки шашки, иначе сказать, танец с шашками), иные воинские упражнения.

Вот мнение присутствовавшего на казачьем круге стороннего наблюдателя, представившегося Stefanic (стиль сохраняется, опубликовано на Форум Бел.Ру

«Белгородские казаки - кто они?», аватар — фото молодого интеллигентного человека): «На круге проходило награждение личного состава за заслуги. Оглашалось, за что конкретно. Липовых наград не увидел. Проблемы. Прямым текстом говорилось, что без земли казак - не казак. Причем, земли не под бани или базы отдыха, а именно под пахоту.
Приоритетом было объявлено получение земельных угодий для их коллективной обработки.
Также была выдвинута инициатива выбить базу для воспитания юношества в воинских традициях.
Перечислялась военная подготовка, езда на лошадях, автовождение, спортивные мероприятия, религиозные моменты.
Судя по сообщениям в топике, базу казакам таки дали. То есть, подвижки есть. Общее впечатление таково.
Когда туда шел, думал, что иду на фестиваль ряженых и полусумасшедших. Ушел задумавшимся. Я ошибался. Реальные мужики, реальная работа, реальные планы. Эти же лица стояли в охранении на юбилейных торжествах Св. Иоасафа, сдерживали толпу, помогали старикам.»2

В той же глобальной сети попался на удочку отчет налогового органа о деятельности казачьего хозяйства по выращиванию, в основном, зерновых культур и иной сельскохозяйственной деятельности. Следовательно, и земли получили, что радует.

А вот фотоотчет в интернете о пикете казаков3. На плакатах слова: «Белгород — территория без сект. Секты вон!». Только казакам нипочем распространяемый и навязываемый магический призыв к толерантности. Они срывают табу и открыто противостоят ложным и пагубным веяниям. Впервые довелось слышать открытую публичную отповедь толерантности на казачьем фестивале в Санкт-Петербурге, второй такой случай — этот пикет. Казаки не боятся окриков, не боятся прослыть недемократичными. Для них важным критерием для выбора дела является Истина и служение Ей. Истина, как известно, - Христос. В Апостольской Церки, созданной Спасителем, в Православной вере хранится Истина и Жизнь. Что касается толерантности, то это медицинский термин, означающий отсутствие реакции организма на внешние воздействия среды, то есть, проявление болезни. Таким образом, самое толерантное состояние человека - это труп.

А вот случай, когда казаками истина попиралась. В Новом Осколе на казачьем стану принимали гостей, зажигательно и с задором праздновали Масленицу. Даже искушенные люди «смалились» и приняли участие в играх и в игрищах. Только после встревоженного настоятельного окрика казака женщине, оказавшейся внутри хоровода, который водили вокруг чучела Масленицы: «Выходи, выходи из круга скорее», - та понимает, что не игры это вовсе, а нечто другое, некая духовная реальность, противоположная христианству, это отголоски язычества. После сожжения Масленицы остается остов шеста с перекладиной в виде буквы «т», а это ни что иное, как одна из разновидностей креста. От А. узнаем, что перекладина появилась только в безбожное советское время для попрания креста, даже в языческий период истории шест, на котором сооружалось чучело, был без перекладины. И такое бывает, понятно, что не по умыслу, но в результате безответственности. Стоит только почитать об отношении к подобным гуляниям святителей Тихона Задонского, Иоасафа Белгородского или спросить благословение у любого, даже самого молодого и неопытного иерея, и появится ясность в данном вопросе.

Налицо расширение и укрепление казачьего движения. Скептикам можно возразить так: дело возрождается на выжженной почве, прорастать и укрепляться будет долго, как любому живому общественному организму для развития и становления нужно время. В былые времена воспитывали казака с детства, от рождения. А «"матёрый" казак появлялся лишь в третьем поколении. Естественно, если первое и второе поколения были тщательно подготовлены и выжили в битвах и сражениях».4 Веками формировалась казачья культура, устанавливался казачий быт. Ломать легче, чем строить, выветривается из памяти легче, чем запоминается. Прервана традиция передачи воспитания «из полы в полу», по существующим письменным источникам, рассказам, из генетической памяти строится новое здание на старом фундаменте.

В своей речи на присяге атаман «Союз казаков» «Белгородского казачьего округа» Евгений Иванович Костюков говорил: «Сегодня родились новые казачьи роды. Какого бы ни был знатного происхождения, но казаком нельзя считаться, пока не принял присягу. Присяга гласит о том, что вы никогда не покинете казачьи ряды, не измените своей команде, не измените тому знамени, которому присягали. Казачье знамя является символом чести и достоинства, как и любое воинское знамя, ибо оно напоминает каждому о защите своего Отечества, веры православной. На нашем знамени образ небесного покровителя святителя Иоасафа, который был выходцем из древнего казачьего рода Горленко.

Но находятся в наших рядах такие, которые присягнут, а потом начинают бегать, искать выгоды, говорят: «Если мне будут платить деньги, я перебегу мгновенно. Такой казак перебежит и на сторону врага, будет уничтожать свою Родину за деньги, как это сейчас делается в нашей сестре Украине. Где казаки украинские? Спасаются бегством в Российской Федерации, просят принять их в казачество, просят защиты, квартиры. Предавший единажды, предаст не раз еще. Мы не должны подобного допустить».5

Чтобы подобное не происходило, казачий дух должен воспитываться с малолетства. Думается, нужна в Белгороде мужская православная казачья школа. Как воспитать казака, если в классе девочки, которые в определенный период значительно опережают мальчишек в своем развитии? Педагог-новатор Е.П.Ильин в книге «Пол и гендер»6 говорит об отрицательных сторонах совместного обучения, ссылаясь на Г.М.Бреслава и Б.И.Хасана, так: «В определенный возрастной период «слабый» пол становится явно сильнее «сильного» пола, поскольку девочки в своем развитии на год-полтора опережают мальчиков». А далее петербургский учитель повествует о своих личных наблюдениях: «Однажды я попал на урок физкультуры к пятиклассникам и от удивления был в «шоке»: передо мной в строю стояли «гренадерши»-девочки и за ними маленькие щупленькие мальчики. «Боже мой, - подумал я, - о каком воспитании мужского достоинства в таких условиях может идти речь? В обществе еще сетуют на то, что «настоящих мужчин» становится все меньше!» Далее следует утверждение, что «более раннее половое созревание девочек приводит к рассогласованию их психологических установок и ожиданий с установками мальчиков» и что «у мальчиков в этом возрасте появляется тенденция не только к избеганию общения с девочками, но и к полному с ними размежеванию» и дается научное обоснование высказанным утверждениям.

Готовя материал статьи, мы с радостью обнаружили, что в 21-й школе города Белгорода имеются классы с кадетской казачьей направленностью. Эта начальная ступенька представляет собою полумеры на пути к истинной цели воспитания казачат. Первое, здесь нет и речи о семейственности, а значит, не последует вступление всего рода под присягу; второе, как показалось, отсутствует целенаправленный осознанный отбор из реальной, сформировавшейся в городе казачьей среды; третье, совместное обучение, о недостатках которого было уже сказано; четвертое, из новостной статьи и видеоролика под названием «В Белгороде принял присягу кадетский казачий класс»7 нельзя определить, какая роль отведена духовному развитию. Хотя на церемонии присутствовал священнослужитель, но в репортаже о христианской православной направленности учебного заведения не было речи совсем, ни в интервью атамана Белгородского областного казачьего общества Геннадий Викторовича Колочко, ни в интервью атамана Белгородского городского казачьего общества Сергей Павлович Бугреев не упоминается о том, что казак без веры - не казак, хотя про этикет и бальные танцы в репортаже было сказано. Этикет, видимо, светский, а вовсе не казачий, да и какой у казаков этикет? Там был уклад. Танцевальная культура казачества самобытная и соответствует типу этих людей, а танцующий бальные танцы казак — это вырожденец, подобный переродившимся мужчинам (так и хочется сказать гусарам), о которых А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» писал так:

Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы;
Теперь не то: и мы, как дамы,
Скользим по лаковым доскам.
Но в городах, по деревням
Еще мазурка сохранила
Первоначальные красы:
Припрыжки, каблуки, усы
Все те же: их не изменила
Лихая мода, наш тиран,
Недуг новейших россиян. 

Дай, Бог, чтобы возрождалось казачество не как «тиран, лихая мода» «недуг новейших россиян», чтобы не было соблазна ни у кого называть казаков ряжеными.

Нам видится после беседы с Владимиром Федоровичем Ганагиным, директором школы - интерната «Царев-Алексеевский кадетский корпус» Белгородской области, что направление работы в этом государственном бюджетном общеобразовательном учреждении более соответствует духу и задачам воспитания именно строевого казачества, а не декоративного.

Находится вышеназванное учебное заведение в городе Новый Оскол, существует с 15 августа 2011 года. Сорок восемь кадетов, учащихся шестых-девятых классов, кроме усвоения общеобразовательных дисциплин, получают теоретические знания по истории казачества и истории казачьего быта.
Устав регламентирует: «Основной целью Корпуса является интеллектуальное, культурное, нравственное и физическое развитие кадет, их адаптация к жизни в обществе, формирование высокого патриотического сознания, создание основы для дальнейшего освоения профессиональных образовательных программ, направленных на подготовку  к служению Отечеству на гражданском и военном поприще, в правоохранительной и муниципальной службе, а также для несения государственной службы российского казачества». И это успешно осуществляется. Как пример, можно привести успешное поступление здешних курсантов в Горожанский казачий кадетский корпус, из которого прямая дорога в вуз. Все горожанские кадеты, в свою очередь, поступают в высшие военные учебные заведения. Директор Горожанского казачьего кадетского корпуса, казачий полковник Сергей Иванович Ивлев, ставит царев-алексеевцев в пример. Достигаются подобные результаты за счет уклада жизни, приближенного к армейскому, и регламентирования поведения. За исключением личного свободного времени, курсанты и курсантки проводят сутки за сутками организованно согласно распорядку и расписанию. Внимание уделяется выработке стиля поведения, стиля общения, в котором важное место занимают субординация, приветствие, ритуал, выправка. Обязательными являются огневая, строевая подготовка, армейский рукопашный бой и общефизическая подготовка. Воспитание личности строится, основываясь на культурно-исторических традициях, на образцах народной культуры, через православную духовность и патриотизм.

Как считает В. Ф. Ганагин, задача Корпуса - формирование личности защитника Отечества. Он вспоминает тот период в жизни отечественной школы, когда, после упразднения молодежно-идеологических организаций, на педагогов была возложена единственная задача: давать знания по основным изучаемым дисциплинам. Недостаток нравственно-идеологического воспитания стал явным. В. Ф. Ганагин вспоминает: «В Белгородской области с 1996-го по 2000-й годы, вернувшись к исполению воспитательных целей, школа, взамен комсомольской и пионерской организаций, обратилась к народной тадиции. На следующем этапе с 2003 года область стала пионером по введению православной культуры как предмета в школьную программу. После 2009 года была закрыта еще одна брешь, на государственном уровне стала масштабно проводиться линия на патриотическое воспитание граждан».

Неоспоримым является факт: казачество в дореволюционной России было огромной силой, стоявшей на страже Отечества, Православия и Самодержавия. В августе 2010 года в Новом Осколе был открыт памятник основателю города царю Алексею Михайловичу Романову, а через год промыслительно — кадетский корпус, в названии которого присутствовует первоначальное название города — Царев-Алексеев. Русское государство медленно, но неизменно возвращается к своим истокам, история дала очередной виток. На юго-западе появилось своего рода «гуляй-поле», Белгородская область стала опять пограничной, и вскоре, опять же летом, в июле 2012 года, была вновь образована Белгородская митрополия. Промысел Божий укрепляет рубежи России, как в былые времена. Догадываются ли отроки и отроковицы, попавшие в трудные жизненные ситуации, а таких в Царев-Алексеевском кадетском корпусе большинство, что они попали в горячую и ответственную страницу новой Российской истории? Ритуал вступления в кадеты совершается, по сложившейся традиции, 28 января, в День освобождения города Новый Оскол от немецко-фашистских захватчиков. Церемония проходит в Успенском соборе города после Божественной Литургии в присутствии атамана Белгородского отдельского казачьего общества ВКО «ЦКВ» Геннадия Викторовича Колочко. Будущие казаки дают клятву верности, прикладываются к шашке атамана, которая была подарена атаману и референту губернатора области Г.В. Колочко президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным. Также в этот день кадеты принимают участие в мероприятии возложения венков у могил советских воинов, павших в сражениях за Родину.

В кабинете директора Корпуса можно увидеть множество наград: кубки, вымпелы, грамоты, медали, — полученные воспитанниками-кадетами за достижения в различных областях: в спорте, в науке и творчестве. Кто же они, эти ребята, несущие нелегкую долю? Супермены? Для Владимира Федоровича Ганагина они, прежде всего, дети. Общаясь с родителями и опекунами, он говорит: «Для нас каждый из ваших детей — бриллиант, а бриллианты требуют специальной огранки».

Пусть множество таких бриллиантов своим служением ляжет в основание здания российской государственности и народности.

 

Е. Куликова                                                                                                                                                                                                                                     Весна 2016 г.

 

1 - http://www.proza.ru/2015/12/20/613

3- http://forum.bel.ru/lofiversion/index.php/t65935.html

4- http://www.rusobschina.ru/2010-11-06-12-04-09/902-2011-01-26-18-30-

5- http://kazak31.ru/

6- Ильин Е. П. «Пол и гендер», с. 435-436, издательский дом «Питер», 2009;

https://books.google.ru/books?id=TIfEDLN-0R8C&pg=PA434&dq=%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3+%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B8%D0%BD+%D0%BE+%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%BC+%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwi5trj6ucPKAhVp8HIKHebsBUcQ6AEIITAB#v=onepage&q=%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%20%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B8%D0%BD%20%D0%BE%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%BC%20%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8&f=false

 

 

 

Меню сайта

Block title

Block content

Поиск