Персональный сайт Елены Алексеевны Куликовой

Четверг, 18.04.2024, 19:07

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход

Опубликовано в газете "Белгородские известия" (Белгород, 27 января 2009 года)

 

 

КУЛЬТУРА И КУЛЬТ.

Память предков.

Наболевшее.

    Учёные утверждают, что человек стал человеком с тех пор, как появился культ, в первую очередь – ритуальные захоронения. Тем мы и отличаемся от животных, что сохраняем память об умерших. Добрые люди традиционно не только хоронят покойных в определённых местах, но и сохраняют могилы, обихаживают и украшают их. Для чего? Для общения. Прах истлел, а душа живая, вечная.

    В традиции Русской Православной Церкви существуют особые дни поминовения усопших, праздник Радоница, заупокойные богослужения: панихида и отпевание. Это молитвенное обращение к Богу о даровании лучшей участи в загробном мире. Следовательно, кладбище – место сакральное.

    Ещё в языческих религиях существовал запрет на нарушение границ "царства мёртвых", которые охраняли истуканы, столбы, именовавшиеся словом чёрт. Отсюда и слово черта как граница. На территорию для захоронения мёртвых не смели посягать.

    Основатель религии единобожия праотец Авраам в чужой, хотя и подаренной ему, земле не стал хоронить жену Сарру, а предварительно выкупил участок. Почему? Видно, этот послушник Божий, как и поэт Иван Бунин знал, что:

 

. . . лишь на миг судьбою дан

И отчий дом, и милый друг,

И круг друзей, и внуков круг,

 

Что вечен только мёртвых сон,

Да Божий храм, да Крест, да Он.

 

    Не все современные люди понимают сакральное значение могил. И не мудрено: за семьдесят лет атеистической государственности, когда весьма затруднительно и опасно, а подчас и невозможно было по-христиански совершить захоронение, в похоронном действе оставался только ритуал, без молитвы, да поминки, часто мало отличавшиеся от попойки. А уж урны с кремированными останками подчас и формального благоговения не удостаиваются, транспортируются, как и любая кладь, в суете в авоське. Если вечной жизни нет, если после смерти и распадения кроме праха от человека ничего не остаётся, то зачем церемониться?.. А что может последовать дальше? Не уподобится ли человек животному, упразднив специальные места захоронения, а человеческие останки превратив в утиль? Известны и такие страшные страницы в истории человечества.

    Надеемся, что этого не случится. Оптимизм вселяет материал, помещенный в № 11 газеты "Аргументы и факты" за 2007 год (стр.9) под заголовком "Недалеко от Москвы стоится новый VIP-погост". В этой статье Татьяна Нетреба пишет: "Проблема кладбищенского вандализма стоит весьма остро – могилы известных людей оскверняются с ужасающим постоянством. А тут непрошенные гости точно не появятся: на спецтерритории обеспечены и охрана, и тишина, и чистота, и почёт. … По масштабам и значимости этот проект не имеет аналогов в современной России. Архитектурная идея в нём базируется на чувстве скорби, величественности и гордости за сынов Отечества". Это пример государственного подхода к наболевшему.

    Назревшая духовно-нравственная проблема давно уже разрешается и снизу силами энтузиастов из поисковых отрядов. Участники этого неформального движения, бескорыстно отыскивают останки воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны и оставшихся незахороненными, погребают их в традиции и с почестями. Великую благодарность выражают поисковикам за долгожданные вести родственники.

    А чем дышим мы, новооскольцы? Как живём? Что с нашей памятью стало? Вот перекрёсток улиц Ливенская и Дорожная. Когда-то здесь было кладбище. Теперь по периметру погоста – дома, магазины, гаражи. Помпезное строение, выросшее на углу, притёршееся к памятнику, воздвигнутому над воинским захоронением, притеснившее братскую могилу, в народе метко стало называться "дом у холодных ног". В центре – неприглядные зелёные насаждения, футбольное поле. Могилы сравняли с землёй. Ребята гоняют мяч, сотрясают землю над похороненными здесь сынами Отечества, родственники которых скорбят и тихо на кухнях поругивают тех, кто лишил их возможности посетить скромный бугорок с деревянным крестом или обелиском с воинской звездой, поплакать, поговорить, посадить цветочки, покрасить оградку. Страшное поколение "Иванов не помнящих родства" будет ли заботиться о больных, престарелых, нуждающихся в помощи родителях? Со всех сторон слышны сетования на падение нравов молодёжи. Как можно, подавая примеры безнравственности, воспитать доброе поколение?

    Безбожное время кончилось. Как отметили и губернатор области Е.С.Савченко, и архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн в день освящения нового храма в селе Голубино, Новооскольский район является лидером по количеству открываемых церквей. Разорённое и осквернённое кладбище – наш позор и наша беда.

    Ещё не поздно принести покаяние и исправить ошибку. На новый столичный некрополь планируется потратить 3 млрд. рублей, курировать стройку поручено Министерству обороны. Так не возьмёт ли на себя ответственность об организации приведения Ливенского кладбища в надлежащий подобному месту вид Администрация города? Сделать общую ограду, поклонный крест, часовню, поместить на памятных плитах имена упокоенных здесь, думается, долг и честь горожан.

    Новое веяние, продажа Русской земли под кладбища немецких оккупантов, выдаётся за проявление гуманизма. Если же вопрос заходит о финансовых затратах на облагораживание родных погостов, то про гуманизм забывают. Мы утрачиваем культурную и историческую память, объявляем кладбища (от слова клад) несуществую щими, оставив под спудом поруганные кости. За подобное святотатство, как эхо, неминуемо грядет расплата. Пожалеем средств на облагораживание погостов сейчас, потеряем во сто крат больше. Где уж нам пенять на неблагодарных западных соседей, глумящихся над могилами Русских воинов-освободителей, когда мы на своей земле не лучшее творим. Прислушаемся к укору предков.

    Хочется, чтобы облечённые властью наши современники были столь же мудры, как лучшие из их предшественников. В пример можно привести исторические факты, из жития благоверного князя Даниила Московского, сына святого Александра Невского. "При великом князе Иоанне 3,- как повествуется в житии,- одному человеку, проезжавшему мимо погребения, явился некто неизвестный и сказал: "Не бойся меня,- я христианин и господин сего места, имя мое Даниил, князь Московский. Скажи от меня великому князю Иоанну: "Сам ты утешаешь себя, а меня забыл; но не забыл меня Бог." Великий князь установил петь соборные панихиды по родственниках-князьях, особенно же по князе Данииле. (Чутки были наши предки к духовному.- Е.К.) Князь Василий Шуйский, не смотря на предостережение, оказал неуважение к месту погребения блаженного князя Даниила,хотел с надгробного камня его сесть на лошадь; но тут же был наказан и после того часто ходил петь панихиды на гробе князя Даниила. Во время царя Иоанна Васильевича при гробе Даниила исцелел сын Коломенского купца, бывший близким к смерти. Царь возобновил Данилов монастырь, построил каменный храм, сюда ежегодно стали совершать крестный ход. В 1652 году были обретены нетленными мощи святого князя." Пусть это поучительное повествование послужит напоминанием и предостережением.

    Если нам наплевать на наших предков, значит – наплевать и на будущее наших детей, нашей Отчизны. А, между тем, великий Пушкин, "наше всё", как о нём говорят, считал вечными и неоспоримыми качествами, присущими человеку, такие:

 

Два чувства дивно близки нам –

В них обретает сердце пищу –

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

 

    Так изгоним же "мерзость запустения", восстановим из пепелища Ливенское кладбище, и души наши получат духовную пищу, а сограждане в других уголках родной земли – пример для подражания. Дети чутки к высоким понятиям, но требуется серьёзная воспитательная работа, чтобы места памяти, скорби и славы не смели поганить.

    В августовском телерепортаже из Белгородского парка, посвящённого Победе, показано было, как попирается место, которое А.Пушкин называет "животворящей святыней". Почему святыней? Потому что поминаемые в мемориальных списках павшие за Родину творят жизнь для нас, они есть жертва, которою мы живём, пока чтим и помним, что они:

 

Животворящая святыня!

Земля была б без них мертва,

… как алтарь без Божества.

 

    Так вспомним же о том, что мы великой народ, имеющий богатейшие духовные и культурные традиции. Любая культура основана на понятии культа. Насаждаемая антикультура есть мертвечина, разрушение нравственности. Так пусть же руководят людьми вышеуказанные два чувства ибо:

 

На них основано от века,

По воле Бога Самого,

Самостоянье человека

И всё величие его.

 

 

Е.А.Куликова.                                Декабрь 2008 года.

 

 

Меню сайта

Block title

Block content

Поиск