Персональный сайт Елены Алексеевны Куликовой

Пятница, 29.03.2024, 12:27

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход

День памяти Александра Васильевича Суворова

19 мая исполняется 203 года со дня кончины великого русского полководца — А.В. Суворова.

При том разрыве поколений, потере идеалов, которые произошли за последние десятилетия, происходят, слава Богу, и другие процессы — мы по-новому начинаем понимать наших национальных героев, оценивать их подвиг не только пред лицом человечества, но и «в очах Божиих». Открываются новые факты, публикуются запрещенные раннее документы, известные факты биографии осмысляются заново. В полной мере это относится к любимому и почитаемому нами с детства генералиссимусу Александру Васильевичу Суворову. То новое, что о нем стало известно за последнее время, позволяет говорить о возможности и даже необходимости постановки вопроса о его канонизации в лике святых. Пусть наш рассказ будет малой лептой в этом готовящемся труде. Ведь для прославления «иже во святых» прежде всего необходимо почитание народное и его уже подтверждает благословение Церковное. А чтобы почитать, надо знать. Поэтому предлагаем вам наш рассказ об Александре Васильевиче.

В эпиграфе одной из современных книг — первой прославляющей его благочестие и, знаменательно, что составлена она дочерью великого полководца нашего времени Марией Георгиевной Жуковой, — приводится яркая автохарактеристика Суворова: «Хотите ли меня знать: Я вас себя раскрою: меня хвалили цари, любили воины, друзья мне удивлялись, ненавистники меня поносили, при дворе надо мною смеялись. Я бывал при дворе, но не придворным, а Эзопом, Лафонтеном: шутками и звериным языком говорил правду. Подобно шуту Балакириеву, который был при Петре Первом и благодетельствовал России, кривлялся и корчился. Я пел петухом, пробуждая сонливых, угомонял буйных врагов Отечества. Если бы я был Цезарь, то старался бы иметь всю благородную гордость его души, но всегда чуждался бы его пороков...».

Все, что мы дальше будем рассказывать о Суворове — раскрытие этой автохарактеристики. Александр Васильевич Суворов родился 13 ноября 1730 года в семье русского дворянина, генерала Василия Ивановича Суворова. В детстве и юности был он тщедушен и хил, что вызывало у отца опасения, сможет ли он принести пользу в деле служения Отечеству. Но в этом слабом теле уже в самом раннем детстве начал проявлять сильный дух. Так, как Суворов потом будет муштровать своих подчиненных, он с детства муштровал самого себя. В любую погоду, легко одетый, он часами предавался бешеным скачкам по полям и лугам, купался в ледяной воде, спал всего лишь по несколько часов в сутки, питался грубой и простой пищей, а от другой отказывался. Удивительно, но желание быть солдатом, посвятить себя военной службе было у мальчика столь велико, что, когда отец говорил ему, что отдаст его на службу статскую, то он отвечал: «что лучше умрет, а не откажется от солдатской доли».

В детстве и ранней юности Суворов прочел в буквальном смысле горы книг по военному искусству, истории, географии и даже философии. И, когда к отцу его приехал его «крестовый брат» — Абрам Ганнибал, то он так блестяще выдержал экзамен и такое сильное впечатление произвел на любимца Петра Великого, что он уговорил сурового отца-Суворова отпустить сына в Петербург на воинское служение.

Обычно дворянские дети поступали в полк уже в офицерском звании, и Александр Суворов мог бы воспользоваться протекцией отца и пойти по обычному пути. Но в том-то и дело, что все в жизни этого человека было необычным. Он хотел быть именно рядовым, он хотел испытать на собственном опыте все трудности солдатской службы и подниматься по служебной лестнице не по протекциям, а по собственным заслугам.

Девять лет он прослужил в Семеновском полку в солдатском звании. И эти годы были для него настоящей школой жизни. Он научился понимать солдат, любить их, говорить на их языке — это впоследствии и предопределило все военные победы полководца Суворова.

А победы эти сопутствовали Александру Васильевичу с первых же дней вступления его на боевое поприще. В военной компании в Польше в 1771 году Суворов, имея под командой всего 822 человека, пошел на гетмана, у которого было от 6 до 7 тысяч войска и, благодаря особой суворовской смекалке, разбил его наголову. Перед походом Александр Васильевич объявил: «Выступать, когда петух запоет!» Приказание вызвало удивление: «Ишь ведь-ты! — говорили новички-солдаты, — Петухи-то ведь перед рассветом поют, что же он так медлит». Но сказано это было в расчете на то, что польские шпионы донесут о выступление войска на рассвете гетману, и тогда его можно будет застать врасплох. План сработал. Шпионы понесли с донесением в польскую ставку. А Суворов ровно в полдень после построения на плацу, прервав учение, вдруг захлопал себя руками по бедрам и громко закричал: «Ку-ку-ре-ку!» Сейчас же барабанщики ударили поход, и весь отряд тронулся в поход. На поляков напали ночью и их лагерь был разгромлен.

Во всех документальных рассказах о военных победах Суворова потрясает то, что он одним словом мог воодушевить солдат. Так, во время Первой Турецкой войны при взятии крепости Туртукай, а потом при обороне крепости Гирс, Суворов был так болен, что не мог стоять на ногах (его поддерживал ординарец). Команды он подавал таким слабым голосом, что приходилось их за него выкрикивать. Но одного только присутствия «отца родного» (так звали его солдаты) на поле битвы было достаточно для воодушевления сражавшихся.

Во всех военных испытаниях Суворова поддерживала молитва и горячая вера. Призывный клич, которым он напутствовал в бою своих «чудо-богатырей» был неизменен: «Мы -русские! С нами Бог!». В наших краях сохранился памятник особого благочестия Александра Васильевича — это построенная им в Новой Ладоге церковь св. апп. Петра и Павла (позднее переосвященная как Георгиевская). При этой церкви была создана школа, в которой сам полководец преподавал арифметику и Закон Божий. Для детей своей школы Суворов составил молитвенник и катехизис. В храме, на строительство которого он сам носил бревна и вырезал аналойный крест, будущий генералиссимус читал Псалтырь и пел на клиросе. Всю свою жизнь Суворов начинал день с молитвы в полковой церкви и заканчивал там же. Учил он и солдат непременно молиться перед боем и благодарить Бога за одержанные победы.

При подготовке к канонизации героя России непременно встанет вопрос — в каком чине его прославлять? С Нахимовым было проще — за ним не водилось никаких странностей. Между тем, вся жизнь Суворова была растворена юродством. Приведем примеры в дополнение к уже названной привычке «пения петухом»). Когда Государыня Екатерина II спросила Александра Васильевич, не хочет ли он остаться в Петербурге при дворе, он весь съежился, сморщился и начал безудержно громогласно чихать, приговаривая: «Прости, будь милостива, матушка царица, никак не могу! Льстивка, лживка, лукавка! Воняет... душно... апхчи!».

В другой раз, приехав на прием к Императрице, он сначала сделал три земных икона перед иконой Божией Матери, а потом только подошел к Государыне. Екатерина II после этого приема подарила Суворову соболью шубу, крытую зеленым бархатом. Спустя короткое время он передарил эту шубу простому моряку со словами: «Это слишком хорошо для меня. Мои детушки не узнали бы своего батюшку, если бы я так нарядился... Для вашего брата Суворова годится серая солдатская шинель».

Если же к Суворову подопечные офицеры являлись щеголями, то он проделывал такую шутку. Начинал при их появлении кричать что-то невразумительное, делал вид, что очень испугался, уползал в угол или прятался под стол и просил, чтобы как можно скорее убрали от него это «приведение».

Вот еще один пример «блажи доброго барина»: у себя в имении Суворов велел в Великий пост в горнице пол усыпать песком, наставить там елок и сосен, поставить ящики с кормом и выпустить всяких мелких птиц. Так до Святой недели они там жили, как в саду, а на Пасху, как станет тепло, птичек выпускали на волю.

К этим чудачеством можно прибавить переправу через реку в ушате вместо лодки, обливание нерадивых и пьяных холодной водой, обучение лакеев французской грамматике и, наоборот насмешки над дворянами, говорящими исключительно на иноземном наречии, бегство через окно от наскучивших гостей, постоянную странность внешнего вид (от прически до платья), поразительную терпеливость в перенесении боли. Много раз Суворов был ранен и, неизменно, с тяжелейшими ранениями, он не покидал поля боя и был впереди всех. Проявлением юродства были петуший крик и собачий лай вместо человечьей речи и так далее, и тому подобное...

Юродствуя и проявляя постоянство скромности и непритязательности, Суворов терпеть не мог «ложного смирения». Словами «проклятая немогузнайка», «намека», «догадка», «лживка», «лукавка», «краткомолвка», «вежливка» Суворов заклеймил вереницу свойств, противоположных точности, прямоте, сообразительности. «Если кто теряется от одного слова, то на что же он будет годен при неожиданной неприятельской атаке?» — говорил он. Суворов постоянно экзаменовал солдат — задавал им каверзные вопросы и ждал на них немедленного ответа — так отрабатывалась быстрота реакции, которая необходима во всяком жизненном деле.

«Наука побеждать» была названа книга великого полководца. И свидетельством того, как он сам и его солдаты овладели этой наукой, было взятие крепости Измаил и знаменитый переход через Альпы. Перед штурмом Измаила Суворов объезжал полки, беседовал с солдатами, и отдавал распоряжение: «Сегодня молиться, завтра — поститься, послезавтра — победа или смерть». Штурм Измаила был торжеством русского военного искусства. Крепость считалась неприступной. И прав был Александр Васильевич, когда говорил, что победу в таких битвах одерживает прежде всего сила духа, бесстрашие русских воинов. Главным доказательством этого служит то, что последнюю свою знаменитую Италийскую кампанию — переход через Альпы в 1799 году — Суворов совершил уже в семидесятилетнем возрасте!

В воспоминаниях о военных успехах Суворова мы неожиданно встречаем слово «прозорливость». Те, кто участвовал вместе с ним в различных походах, с удивлением свидетельствуют, что Александр Васильевич как будто бы знал заранее, как поступит неприятель, в каком месте и в какой момент он перейдет в наступление или дрогнет и побежит. Прозорливость проявлялась и в том, что Суворов умел предсказывать будущую судьбу человека до мельчайших подробностей — так было с Кутузовым, с Денисом Давыдовым. Все мемуаристы единодушно признавали, что Суворов «совершенно вручал себя Промыслу Всевышнего» и потому незамедлительно получал помощь свыше в самых тяжелых обстоятельствах.

Этому он учил и детей своих — любимую дочь Наташу — Суворочку и сына Аркадия. Им оставил родительскую заповедь: «Почтение Бога, Богоматери и святых состоит в избежании от греха, источник его ложь, сей товарищи — лесть и обман».

Отличительным свойством мировоззрения Суворова (конечно же замалчиваемом в прошлые годы) была его верность монархическому идеалу, идеалу служения «матушке Императрице» и «Государю-батюшке». Солдат своих он поднимал в бой со словами: «Послужим матушке-Государыне!». И недаром именно Суворова посылала Екатерина II на усмирение пугачевского бунта и восстания Т. Костюшко в Польше.

Великий духом, бесстрашный, дерзкий в бою, Суворов всю свою жизнь прожил в покаянном настроении — об этом свидетельствует составленный им покаянный канон. Незадолго до смерти Александр Васильевич подвел итог своей жизни, как всегда в кратких словах: «Долго гонялся я за славой — все мечта. Покой души — у Престола Всевышнего».

В два часа дня 6 мая 1800 года по старому стилю (19 мая по новому) Суворов отошел ко Господу. Похоронен он был с левой стороны от алтаря Благовещенской церкви в Александро-Невской Лавре.

Людмила Ильюнина. 18 мaя 2003 года

Источник: «Петербург Православный»

 

СЛОВО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО ВИКЕНТИЯ, АРХИЕПИСКОПА ЕКАТЕРИНБУРГСКОГО И ВЕРХОТУРСКОГО, К УЧАСТНИКАМ НАУЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «УРАЛ НА ЗАЩИТЕ ОТЕЧЕСТВА», ПОСВЯЩЕННОЙ 275-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ А.В.СУВОРОВА.

Екатеринбург, 24 ноября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».

Уважаемые господа! Дорогие братья и сестры!

Тема Вашей конференции как никогда актуальна. Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алекcий II отечески наставляет нас: «... считаю, что очень важно помнить о своем прошлом, о своей истории. Без прошлого у любого народа не может быть ни настоящего, ни будущего. Почитая наших героев и подвижников, которые созидали и укрепляли Землю Русскую, мы тем самым чувствуем и свою причастность к истории.»

Одним из таких героев и подвижников является Александр Васильевич Суворов. Это не только великая личность в истории войны, но это и великая личность в истории человечества, смыслом жизни которого было служение Отечеству и Богу. Знаменательно, что мы празднуем 275-летие со дня рождения полководца в год, когда отмечалось 625-летие Куликовской битвы. Эти знаменательные даты в свою очередь совпали с первым празднование новоучрежденного государственного праздника — Дня национального единства. Все вышеназванные события — равно как и то, что Александр Васильевич Суворов получил свое имя в честь святого благоверного князя Александра Невского — глубоко взаимосвязаны. Святой благоверный князь Димитрий Донской и соратники его вышли на битву, уповая только на Бога и Пречистую Богородицу и по молитвам святого преподобного Сергия Радонежского одержали победу, с которой затем отсчитывалась российская государственность. Народное ополчение освободило столицу нашей Родины от оккупантов и их приспешников, смогло прекратить Смутное время именно благодаря заступничеству Божией Матери, Казанский образ которой несли в Москву защитник Отечества. А генералиссимус Суворов с первых лет своей воинской службы никакого дела, никакой битвы и никакой военной кампании не начинал без усердной молитвы.

Из многочисленных воспоминаний современников мы знаем, что, по свидетельству историков Суворов, свято чтивший добрые обычаи предков и видевший в них залог добродетели, любил нарочно усиливать, увеличивать в глазах других всё, что начинало казаться устаревшим и обветшалым (время Суворова, как мы знаем, отличалось развитием либеральных идей в дворянской среде). Он прибегал регулярно к церковным Таинствам, молился, проезжая мимо церкви, клал земные поклоны перед образами, строго держал посты, крестился, входя в комнату, садясь за стол.

Биограф Суворова А. Петрушевский отмечает, что в поклонах его не было никакой утрировки, а выражалось обычное благочестие Суворова, его искренняя вера и ревностное исполнение церковных обрядов. Известен случай, когда Суворов прибыв на аудиенцию к Императрице Екатерине II сначала положил три земных поклона перед Казанской иконой Божией Матери, находившейся в кабинете Государыни, и только после этого совершил предусмотренный этикетом поклон царице.

Суворов начинал и заканчивал день молитвой. Перед обедом адъютант его читал «Отче наш». Каждый из гостей должен был отвечать «аминь». Особую ревность имел полководец к церковной службе. На рассвете всегда шел в церковь, где молился заутреней и обедней. Во время службы сам читал Апостола и пел на клиросе. Благочестие его проявлялось и в постоянных заботах по содержанию старых и сооружению новых церквей. «Я и всех своих оброков на этот предмет нимало не жалею», — говорил Александр Васильевич.

Сам полководец не раз являл окружающим свое упование на всесильную помощь Божию. Например, во время битвы при Требии, в решительный момент, когда никакая тактика не помогала, Суворов, спрыгнув с лошади, пал ниц на землю и в молении к Богу пробыл в таком положении несколько минут, потом быстро дал такие приказания, что русские победили.

Командуя Суздальским пехотным полком, Суворов лично участвовал в сооружении полковой церкви во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, сам вырезал для храма крест, а после того передислокации полка, особо озаботился тем, чтобы в храме продолжались богослужения силами местных священников. Пребывая в Херсоне, в Великий пост, он озаботился ежедневным совершение церковных служб в своей штаб-квартире, при этом прислуживая в качестве дьячка.

В последние месяцы своей жизни всемирно известный полководец составляет молитвенный «Канон Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу», который может быть поставлен в одни ряд с известнейшими и самыми трогательными церковными песнопениями. Этот канон заканчивается словами: «Се на умоление предлагаю Тебе, Господи, Матерь Твою Пречистую и всех от века Тебе угодивших. Молитва их у Тебе много может. Приими ходатайство их за меня недостойнаго. Не вем уже, что более Тебе изрещи: Твой семь аз и спаси мя». Поистине эти слова относятся к каждом из нас.

Но Суворов оставил нам не только пример личного благочестия. Его тетрадь «капральских бесед» начиналась советом: «Молись Богу, от него победа!», а далее приводилась обязательная для каждого воина молитва: «Пресвятая Богородице, спаси нас!» «Святителю отче Николае Чудотворче, моли Бога о нас!» и пояснялась так: «Без сей молитвы оружия не обнажай, ружья не заряжай, ничего не начинай!» Плодотворность этого совета особенно выразилась в итальянскую кампанию, где на семьдесят пять убитых врагов приходился убитым только один русский солдат. Более того, солдаты, которые имели несгибаемую веру и молились, оставались невредимы и даже не имели обморожений во время перехода через Альпы, те же, которые такой веры не имели, отмораживали и руки, и ноги. О таких Суворов говорил: «Они Богу неугодны».

Он наставлял своих подчиненных перед битвой: «Слышите, ребята! Слышите? С нами Бог, и кто переможет нас? Помолимся же Ему усердно, помолим у Его милосердия об отпущении содеянных нами грехов, и кому Бог подаст быть живу после дела, тот помянет убитых. Слышите, дети? Это хорошо, коль сделаем!»

Соратников своих, князя Багратиона и других, Александр Васильевич приветствовал словами: «Бог на помощь!» На что они обыкновенно отвечали: Помилуй нас Бог!" или «Господи, помилуй!» Слова «Помилуй Бог!», созвучные молитве Иисусовой, были обычным восклицанием Суворова.

В своем завещании потомству — а значит и нам с Вами! — полководец написал: «Все начинайте с благословения Божия и до издыхания будьте верны Государю и Отечеству».

Потому главный вывод, который мы призваны сделать из славных дел великого полководца и благочестивого православного человека Александра Васильевича Суворова, заключается в том, что все мы должны вне зависимости от своих профессиональных интересов, вне зависимости от своего положения в обществе, в любом качестве и в любом служении, в первую очередь, стремиться быть православными людьми. Христианское понимание семьи как малой Церкви, христианское отношение к труду, к защите Отечества, к своим общественным обязанностям, к власти должны быть нами поставлены во главу угла, стать нормой и правилом нашей жизни. Нам надо крепить в своем сердце веру православную, крепить веру в нашем обществе. Надо укреплять себя в вере, благочестии и нравственной жизни. Будем же стремиться стяжать благодать Святого Духа добродетельной и Богоугодной жизнью, чтобы делать все дела во имя Христово. Однако выполнить эту задачу мы можем, если действительно, на собственном, личном духовном опыте будет обладать этими дарами христианства, если будет полноправными членами Церкви, если будет прибегать к ее спасительным Таинствам, если получим собственный опыт молитвы, покаяния, участия в Богослужениях.

Дорогие участники конференции! Братья и сестры! Призываю Благословение Божие на деятельность Вашего ученого собрания. Пусть память о великих людях, которые — подобно Александру Васильевичу Суворову и другим славным защитникам нашей Родины — внесли свой вклад в историю нашего Отечества и славные деяния которых являются предметом данной конференции, живет в сердцах благодарных потомков и вдохновляет на нас новые свершения во благо России.

Викентий, архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский.

Источник: «Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»

Источник: http://knsuvorov.ru/materials/prav_articles.html

Меню сайта

Block title

Block content

Поиск