Персональный сайт Елены Алексеевны Куликовой

Среда, 24.04.2024, 08:19

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход

Выступление на заседании педагогического совета

Цели и задачи духовно-нравственного воспитания детей-инвалидов во внеурочных мероприятиях Центра дистанционного образования при ОГАОУ БИЮЛИ

Тема цикла внеурочных мероприятий:

«Круг светлых дней» (По обычаям предков и памятным датам)

Куликова Елена Алексеевна — учитель русского языка и литературы.

 

 

Каковыми могут быть цели и задачи внеклассных мероприятий? Общение должно нести в себе элементы воспитания, формировать мировоззрение, стиль жизни, наполнять сердце побудительными к добру эмоциями, а уму давать питание и идейную основу к размышлениям для выстраивания осмысленной жизни. Мы, педагоги, должны дать ориентиры, образцы для подражания, заложить почву через внеклассные мероприятия. Причем, предложенные духовно-нравственные ценности необходимо сформировать в стройную систему, а это возможно только в культуре. Обратимся к некотрым элементам, составляющим культуру России, — это народные традиции, православная вера, память об исторических завоеваниях и достижениях. У Русского народа богатейшая культура, и забывать её, значит быть «иванами не помнящими своего родства». Всё безкорневое в природе — примитивное, а в искусстве и в литературе — пошлое, деградирующее (что и наблюдается в настоящее время в, так называемой, масскультуре).

На нас, педагогах, лежит ответственность как на проводниках культурных традиций России в жизнь. Следовательно, в нашу задачу входит взвешенная, выверенная, продуманная, максимально наполненная подготовка к внеклассным мероприятиям. Содержательная сторона должна быть культорологически, нравственно и научно выверенной и обоснованной.

Нам не понадобится «изобретать колесо», потому что уже существует образец. Во-первых, долгосрочная целевая программа "Духовно-нравственное воспитание населения Белгородской области" на 2011 - 2013 годы. Во-вторых, «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (Авторы А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков), М., «Просвещение», 2009 (http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985)

В последней говорится: «В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как

политическая и экономическая стабильность... и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».

Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны».

И еще: «Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

Теперь перечислим основные разделы и содержание программы «Духовно-нравственное воспитание населения Белгородской области» на 2011 — 2013 годы», которую считаем целесообразным взять за основу при составлении плана внеклассных мероприятий Центра дистанционного обучения ОГАОУ БИЮЛИ.

«Основные задачи Программы:

- формирование духовно-нравственных качеств личности, делающих ее способной противостоять негативным факторам современного общества и выстраивать свою жизнь на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей;

- развитие в молодежной среде патриотического отношения к малой Родине и Отечеству, гражданского долга и ответственности;

- формирование гражданского и патриотического сознания и самосознания подрастающего поколения, утверждение в молодежной среде духовно-нравственных и гуманистических ценностей, укрепление гражданского мира и согласия, предупреждение возникновения межнациональных и межконфессиональных конфликтов;

- приобщение к ценностям традиционной отечественной культуры;

- формирование единого культурного пространства области, укрепление нравственных ценностей, сохранение и популяризация культурного наследия народов России, традиционной культуры Белгородской области;

- оказание влияния на гармоничное духовное развитие каждой личности через просветительскую деятельность учреждений культуры;

- противодействие деятельности тоталитарных и деструктивных сект и культов, способствующих разрушению духовного и физического здоровья детей и молодежи, взрослого населения области;

-возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений, формирование ориентации на вступление в брак, возрождение исторических традиций белгородской семьи;

 

Содержание проблемы и необходимость ее решения.

 

Вопрос духовно-нравственного воспитания населения является одной из ключевых проблем, стоящих перед обществом в целом и каждым человеком в отдельности.

В настоящее время, когда в России идет процесс определения ценностных ориентиров, соответствующих современным реалиям, ведущей проблемой для общества становится обретение духовного стержня, общепризнанных, традиционных для России идеалов и ценностей, национальной идеи. Это важно и для страны, и для области, и для общества в целом, и для человека, поскольку помогает ему адаптироваться к изменившимся условиям, осмыслить свое место во вновь возникшей системе общественных координат.

Динамические изменения в экономической и социокультурной ситуации в Белгородской области вызвали серьезные качественные перемены в структуре взаимоотношений различных социальных групп населения, в их ценностных ориентациях.

Реализуемая на территории Белгородской области Программа улучшения качества жизни населения Белгородской области с подпрограммами наметили положительную тенденцию изменения многих сторон жизни белгородцев, в том числе повышения социального благополучия и уровня жизни.

В то же время вызывает озабоченность состояние духовно-нравственного уровня населения, неблагоприятная динамика таких общественных пороков, как насилие, жестокость, разврат, пристрастие к алкоголю и т.п. Определение конкретных целей и задач духовно-нравственного воспитания, моделирование воспитательного пространства области в целях обеспечения самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, взаимодействие семьи, педагогических, трудовых коллективов и общественных организаций составляют основу программных мероприятий.

 

Разработка и принятие Программы является реализацией концепции программы "Основы духовно-нравственного воспитания населения Белгородской области". Программа ориентирована на повышение общественного статуса духовно-нравственных ценностей, обновление содержания и структуры воспитания на основе отечественных традиций и современного опыта.

Программа определяет цели, задачи и направления совершенствования организации духовно-нравственного воспитания, а также первоочередные меры, связанные с развитием системы духовно-нравственного воспитания населения на основе согласования и своевременной координации организационно-управленческих решений и действий различных ведомств и организаций.

 

 

Основные цели и задачи Программы.

 

Целью программы является создание и развитие в обществе высокой духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах области и Родины.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи.

Стратегические задачи:

- возрождение и формирование у молодежи православных ценностей и традиций

- формирование бережного отношения к культурному наследию народов России; истории и традициям Белгородского края;

- усвоение моральных и нравственных принципов, выработанных человечеством на протяжении своей истории;

- усвоение и воплощение в жизнь нравственных традиций российского народа и своего этноса;

- сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества; распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня;

- гармоничное духовное развитие каждой личности, привитие ей основополагающих принципов нравственности: доброты, честности, желания заботиться о ближнем, укрепления семейных уз, любви к детям и уважения к старшим;

- утверждение в сознании общества положительного образа многодетной семьи и необходимости защиты священного дара жизни;

- формирование национального самосознания, ответственного отношения и уважения к русскому языку как к государственному, как к средству межнационального общения, своему родному языку.

-воспитание патриотизм как основы духовно-нравственной культуры российского гражданина.

-разработка духовно-нравственного аспекта содержания блока гуманитарных дисциплин

-ведение постоянно действующих рубрик «Традиции духовно-нравственного воспитания» на информационных стендах образовательных учреждений всех типов и видов.

-организация и проведение мероприятий духовно-нравственной тематики в рамках дней литературы и поэзии

-проведение цикла мероприятий «Фронтовые дороги писателей, поэтов, режиссеров»

-создание экспозиций «Моя родословная»

-распространение календарно-обрядовых праздников из цикла «Народный календарь», «Вся семья вместе — так и душа на месте» (обряды семейно-бытового цикла)

-проект «С верой в Отечество».

 

О важности духовно-нравственного воспитания на базе традиционных культурных ценностей говорится и в речи Святейшего Патриарха Кирилла 25 мая 2010 года в Москве на открытии XIV Всемирного Русского народного собора, посвященного вопросам национального образования : «Образование не сводится к «накачке» ребёнка по-житейски полезными знаниями и информацией. Ещё апостол Павел сказал поразительные слова: «если имею всякое познание <...>, а не имею любви, - то я ничто» (1 Кор.13,2)

Любая человеческая культура живёт не только и, может быть, даже не столько знаниями, сколько ценностями — теми представлениями о должном и о постыдном, о праведном и о беззаконном, которые отличают достойного члена общества от человека морально погибшего. В любой культуре эти ценности укоренены в определенной картине мира, в том, как люди видят свое предназначение и свое место в мироздании. В любой культуре работают определенные механизмы передачи этих ценностей, воспитания чувства принадлежности к общесту и обязательств по отношению к другим людям. Любая культура предлагает свои ответы на самые важные вопрсы: В чём смысл жизни? Почему мы должны поступать честно, даже если это идет вразре с нашими эгоистическими интересами? Почему мы должны ставить наши обязательства по отношению к другим выше наших желаний? И мы знаем, что разные культуры отвечают по-разному на эти судьбоносные вопросы. В обществе, где моральные ценности делаются предметом насмешек, цивилизация неизбежно оказывается на пути к своему краху. Ни процветающая экономика, ни крепкая оборона, ни развивающаяся наука невозможны там, где люди утратили сознание своих обязательств по отношению друг к другу и к обществу.

Миссия образования — передача не только знаний, но и моральных норм, воспитание членов общества, разделяющих эти ценности и осознающих свои обязательства. Именно поэтому фундаментальные ценности, соответствующие нашей духовной культурной традиции, ответы на вышепоставленные вечные вопросы должны воспитываться с молоком матери, закладываться в сознание подрастающего поколения с детского сада, со школы.

Миссия передачи культурного кода нации слишком важна, чтобы оставить её на волю стихии, на волю свободного рыночного выбора или передать в руки людей, нравственно недостойных великой миссии педагога.

Для преодоления отчужденности молодёжи от жизни народа очень важно не допустить конфликта отцов и детей, а там, где он уже происходит, - исцелять этот конфликт».

 

О необходимости принятия мер по нравственному оздоровлению общества идет речь в статье Евгения Савченко «Общее дело» (Роман-журнал XXI век. №2, 2012, с.11): «Да, в нашем обществе назрела революция, но только в сфере духовно-нравственных отношений, их оздоровления. Моральная деградация общества за последние годы зашла так далеко, что ставит под угрозу само существование государства.

Движущими силами духовно-нравственной революции в России должны стать власть, традиционные религии и интеллигенция.

Дорожная карта нравственного оздоровления общества должна включать следующие мероприятия:

1. Повышение роли традиционных религиозных конфессий, и в первую очередь Русской Православной Церкви, в воспитании подрастающего поколения .

  1. Закрепление в общественном сознании всех народов, населяющих Россию, понимания роли русского этноса как государствообразующего и государствоудерживающего. Его ослабление и численное уменьшение приведёт в недалёкой исторической перспективе к поглощению всех остальных этносов, и наоборот, от благополучия русского этноса зависит благополучие всех остальных.

  2. Организация общественного контроля за средствами массовой информации и Интернетом.

  3. Широкое развитие и поддержка общественных форм местного самоуправления (земства, ТОСы, общины, религиозные приходы и т.д.)

  4. Организация единого в стране образовательного пространства с переводом финансирования сферы школьного образования на федеральный бюджет. Рост престижа учителя. Денежное довольствие учителя должно в 2 раза превышать зарплату в экономике.

  5. Укрепление института семьи, разрешение абортов только по медицинским показаниям.

  6. Усиление административных мер наказания за нарушение этических норм поведения, национальную нетерпимость, сквернословие и т.д.

На этом можно и завершить, хотя предложенными идеями далеко не исчерпывается перечень повестки дня по обустройству России.

При всем том, что у власти всегда много текущих и стратегических задач, однако государственные мужи всех уровней никогда не должны забывать о миссии власти, которая заключается в том, чтобы раскрывать духовный, нравственный, интеллектуальный, творческий, созидательный потенциал народа. А для этого постоянно нужны свежие, хорошо продуманные, объединяющие людей идеи и, главное, эффективные действия по их реализации.

Душа российского народа истосковалась по большому общему делу столыпинского масштаба».

 

О значении традиционной народной культуры и передачи опыта предков детям может наглядно свидетельствовать следующая мысль святителя Иннокентия (Борисова): «Самая частная жизнь людей нечестивых, не знающих Бога, без сознания их (понимания ими-ред.), держится верой в Бога. Люди живут большей частью подражанием; не знающие Бога в образе жизни подражают своим предкам, знавшим Его, и потому, несмотря на незнание Бога, формы деятельности остаются у них прежние — те же, какими руководствовались их предки. Оттого, если живут они, то живут они сими формами, и таким образом без сознания пользуются благодеянием веры.

Например, как поступают такие люди в воспитании детей? Не оставляют их на произвол судьбы, как советует Руссо в своем «Эмиле», а образуют по подражанию другим».

 

Физиолого-психологическое обоснование благотворного влияния присутствия иррационального в составе интересов человека на его здоровье дано в трудах руководителя лаборатории нейропсихофизиологии Санкт-Петербургского НИИ им.Бехтерева профессора Валерия Борисовича Слёзина. В его статье «ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА С НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОЗИЦИЙ» сообщается: «При некоторых заболеваниях в мозге человека происходит уравнивание функциональных состояний всех областей коры. Такое же уравнивание или тенденцию к нему мы наблюдаем при ритмическом свете и звуке. Снижением уровня сознания можно объяснить изменение личности при эпилепсии, рост пунктуальности как компенсации снижения сознания.

Такое же снижение сознания наступает при прослушивании ритмической музыки. Данный эффект может носить различный характер, вызывать зависимость от музыки, от исполнителя, вплоть до патологического характера. Хоровое исполнение может способствовать усилению дружеского настроя, поднимать воинственный дух и т.д.

Таким образом, эффект от прослушивания музыки может быть различным, но физиологические механизмы, лежащие в основе этого эффекта, общие – это снижение уровня информации и рост энтропии в коре больших полушарий, при этом нарастает хаос, сглаживаются региональные и лобнозатылочные функциональные различия. Такой механизм запоминания и выработки нового поведения можно назвать редукционным, действующим в упрощенческом инволюционном плане по типу запечатлевания у детей.

Согласно современным представлениям, функциональная организация новой коры больших полушарий мозга у взрослых особей животных не является сформировавшейся, консервативной функциональной системой, как считалось ранее, а подвержена значительной перестройке под действием средовой информации. То же, естественно, относится и к людям. Книги и кинофильмы , воспитывающие любовь к детям и семье, могут даже взрослых людей с неправильным мировосприятием научить как найти счастье.

Немецкий философ Освальд Шпенглер, написавший в 1918-1922 гг. "Закат Европы”, противопоставлял понятия "цивилизация” и "культура”. Умирая органическая культура перерождается в свою противоположность – цивилизацию, в которой господствует голый техницизм, а на смену творчеству и развитию приходят бесплодие и окостенение.

Энергия культурного человека устремлена вовнутрь, энергия цивилизованного вовне, культурный человек – патриот по определению. Английский писатель, публицист Джорж Оруэлл, следующим образом определяет патриотизм: "Патриотизм, по самой природе своей, имеет оборонительный характер как в военном, так и в культурном отношении”,патриотизм – это "приверженность человека к определенному месту и определенному образу жизни, которые он считает лучшими в мире, но при этом не имеет желания навязывать их силой другим людям”. И силы животного, которое защищает от вторжения свою территорию, утраиваются, появляется храбрость, не свойственная зверю вне его территории.


 

Конрад Лоренц в книге "Кольцо царя Соломона” описывает сложный ритуал сватовства у галок. Прирожденный этолог Лоренц наблюдал даже расторжение помолвки у галок. Расторжению помолвки может способствовать нарушение ритуала ухаживания, т.е. бескультурье. Неумение "и ступить, и молвить” как положено в данном сообществе и есть бескультурье.


 

Для выживания любого народа необходимы архетипические иррациональные доминанты, важнейшими из которых являются вера и патриотизм. Собственно патриотизм – это тоже вера – вера в то, что дома лучше всего, "и дым отечества нам сладок и приятен”.

Народ должен верить, чтобы жить: "Мы так вам верили, товарищ Сталин, как может быть не верили себе”. Римский герой Гай Муций Сцевола, чтобы доказать схватившим его врагам свое презрение к боли и смерти, не дрогнув, сам опустил свою руку в огонь. Николай Гастелло направил свой подбитый самолет на колонну грузовиков и танков противника.

Иррациональные доминанты основаны не на логике, не на рационализме, а на национальной культуре, ее догмах, внушенных в детстве.

Семья дает детям чувство защищенности, т.е. положительные эмоции, которые в свое время направят устремления молодого человека к созданию своей собственной семьи. Дети, выросшие в детдомах или неполных семьях, не ощущавшие надежной защиты, как правило, невротичны, относятся к семье прохладно и не спешат заводить собственную семью.

Сытое население вымирает, а страна паразитирует на импорте чужих детей.

Технический прогресс в развитых странах оборачивается биологическим регрессом.

Причиной повышенной агрессивности и склонности к вандализму у подростков западноевропейских стран Конрад Лоренц считает распад семьи и вытекающие отсюда ослабление социальных связей и ритуалов. Все более и более отдаляясь от семьи, подростки не принимают участия в традиционных семейных или национальных праздниках. Но именно такое участие способствует "отклонению эмоционального маятника” в положительную сторону, когда человек испытывает радость, снимающую уныние, снижающую уровень агрессивности.

В физиологическом плане слово «миф» равнозначно «доминанте». Все раздражители, подкрепляющие доминанту, воспринимаются позитивно, т.е. без критики, а активация позитивной системы мозга способствует восстановлению эмоционального баланса.

Оказывается, биологически бессмысленное ритуалоподобное поведение несет свою биологическую нагрузку в плане смягчения действия негативной активации. Можно полагать, что такое же полезное действие оказывают на поведение человека мотивации, основанные на развиваемых им мифических концепциях. Такие ритуальные мотивации могут носить самый разнообразный характер, но их сокращение приводит к росту негативных состояний, агрессии, вандализму.

Вера человека в сказку делает его носителем каких-то знаний, и в какой-то степени снимает влияние негативной информации.

(Свидетельством тому может служить практика частых показов в советское время солдатам и заключенным фильмов-сказок. Видимо, начальствующие доподлинно знали о благотворном влиянии сказки, смягчающей черствость, питающей добром. - добавление автора Е.К.)

 

 

У детей следует воспитывать такие формы ограничения асоциальных форм поведения, как патриотизм, порядочность, честь, совесть, гордость, нравственность.


 

Исследования показали, что человеку для полноценной радости требуется участие всех уровней сознания. Только в этом случае он одновременно с радостью не будет испытывать мук совести и одиночества, пусть подсознательно. Падение религиозности, распад семьи делают счастье человека неполноценным. Настроение в целом снижается, и «маятник эмоции» отклоняется в отрицательную сторону.

Человек имеет три иерархических уровня в структуре сознания: невербальный, групповой (семья человека, стая у животных), социальный (только у человека). Сохранение жизни зависит от полноценного функционирования всех трех уровней сознания. От полноценности человека зависит сохранность и стабильность общества. Этим же определяется и здоровье общества, которое, начиная со школьной скамьи, должно усваивать понятие нормы и патологии, стремясь к первому и исключая последнее. Чрезвычайно опасно мешать норму с патологией не только инфекционной или соматической, но и поведенческой. Норма должна быть доминантным состоянием, подкрепляемым активностью позитивных структур мозга. Человека с детства необходимо приучать любить норму и стремиться к ней, что будет способствовать выработке иммунитета к такой поведенческой патологии, как наркомания и гомосексуализм.

Человек с детства должен обучаться умению придерживаться одной необходимой в данное время формы поведения, подавляя все, что мешает этому поведению (в том числе патологические формы). Подавлению патологии могут способствовать такие социальные доминанты как патриотизм, гордость, честность и т.д.

Целеустремленность не есть врожденное свойство, она воспитывается с детства. Способность отбросить все ненужные в данный момент формы поведения, идти в направлении избранной цели приносит не только успехи в делах, но и здоровье.

Когда воспроизвели кривую, описываемую центром тяжести человека, идущего по канату, оказалось, что по своему частотному спектру она близка к электроэнцефалограмме (ЭЭГ), т.е. человек может удержаться на канате, колеблясь в частотном диапазоне ЭЭГ, то есть можно говорить об определенном частотном коридоре жизни. По-видимому, и на "канате разума” человек может удержаться только в рамках своей культуры, которая и является коридором, в котором человек остается человеком. Распад культуры приводит к вырождению общества и отдельных личностей».

В рамках встречи с В.Б.Слёзиным на «Знаменских чтениях» в Санкт-Петербурге, довелось слышать его сообщение о том, что занятие народными ремеслами благотворно действует на здоровье человека и что известны случаи улучшения состояния и даже исцеления нервных и психических расстройств человека.

Перечень обоснования предлагаемой темы для цикла внеурочных мероприятий можно сколь угодно долго продолжать и расширять.

Итак, чтобы ввести учащихся в Русскую традиционную культуру, предлагаем для проведения цикла внеурочных мероприятий принять тему: «Круг светлых дней» (По обычаям предков и памятным датам). Мероприятия цикла должны выстраиваться на основе как народного календаря, так и календаря православных праздников, также не оставлять без внимания важнейшие события истории России и дни памяти жизни замечательных людей Отечества, что даст возможность черпать из источников чистых, незамутненных.

Исходя из данных вышеизложенных официальных документов, научных разработок, духовных наставлений считаем целесообразным включение в планы мероприятий с целью оздоровления тела и исцеления души (достижения эмоционального равновесия) следующее:

  • коллективное застольное пение во время чаепития, в котором вместе с учащимися должны принимать участие и родители, и учителя; песенные конкурсы в видеозаписи; творческие конкурсы;

  • задания и конкурсы на знание истории и географии Отечества, вызывающие патриотический настрой;

  • создание атмосферы мероприятия, раскрывающей суть православных праздников, их воспитательное значение, нравственный идеал;

  • задания, обогащающие словарный запас, знакомящие с богатством Русской речи (готовятся дома заранее);

  • составление «Родословных книг»;

  • конкурсы по произведениям о Великой Отечественной войне; творческие работы по рассказам ближних;

  • конкурсы традиционных национальных блюд и блюд сакральных, связанных с православным обрядом, приготовленных вместе родными в кругу семьи;

  • конкурсы и задания, погружающие детей в мир сказки, чуда, волшебства, мифа, словом, ирреального мира, чтобы вырвать из состояния рационализма и прогматизма;

  • конкурс национального народного костюма и поделок;

  • народные игры, обряды, ритуалы;

  • приглашать в гости интересных людей, установить сотрудничество с духовно-просветительскими центрами и другими коллективами;

  • результаты публиковать на сайте в рубрике «Духовно-нравственное воспитание»;

  • быть в курсе планирования мероприятий по реализации региональной и федеральной Программ «Духовно-нравственное воспитание населения».

    Всё перечисленное может способствовать делу нравстсвенного и физического здоровьесбережения.

Октябрь 2012 г.

 

Меню сайта

Block title

Block content

Поиск