Персональный сайт Елены Алексеевны Куликовой

Суббота, 27.04.2024, 13:10

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход

Опубликовано в газете "Белгородские известия" (№ 13 от 27 января 2007 года).

Малая Родина – Старая Безгинка.

   Расположено село в низине. Дома тянутся длинной чередой и лишь в двух местах улицы взбираются на склоны с одной и с другой стороны, что с высоты птичьего полёта должно смотреться как крест. У креста дорог на пригорке возвышается чудный храм. Если смотреть с бугра, то по правую и по левую руку бегут вереницы домов внизу, а на противоположной горе простор полей, аж дух захватывает от ощущения свободы. Село с годами расстроилось, не умерло, напротив, находится на первом месте по благоустройству.

    Из семидесятых годов памятна история выборов председателя колхоза. Как принято было, представители Райкома партии представляют кандидатуру человека со стороны, а собрание колхозников протестует и требует оставить председателем своего, известного всем, выходца из Борового, Егора Дмитриевича Агеева. Явление для советского периода знаменательное и редкое – проявление воли и неравнодушие. Людьми богато село. Выходцем из Старой Безгинки является нынешний руководитель Новооскольского района Михаил Николаевич Понедельченко. Здесь же рос и учился член Союза писателей, ныне руководитель отдела редакции газеты "Вперёд" Иван Николаевич Крупа, автор нескольких краеведческих исследований. Отсюда родом и первый директор Новооскольского Детского дома №1 Сергей Петрович Яковенко. Один из первых комсомольцев района, назначенный на столь ответственную, трудную должность весьма молодым, снискал уважение воспитанников, даже таких, которые были старше его по возрасту. Сельчане помнят священника Иоанна Дроздова, долгое время служившего в Покровском храме; многие от его рук приняли Святое Крещение. В сороковые годы готовился взрыв храма. Отец Иоанн с иконой трижды обошёл кругом церкви. Молитва пастыря была услышана, взрывчатка не повредила дома Божьего, но погубила около тридцати немецких оккупантов, здесь и погребённых. Служа Господу, батюшка и страдание принял: когда закрывал окна храма, то один из огромных ставней сорвался с петли и упал ему на плечо. После этого отец Иоанн тяжко болел, дочь, жившая в деревне Уточка, забрала его к себе, где он и похоронен.

    В годы оккупации в Старобезгинской школе было введено преподавание Закона Божьего, после освобождения села и возвращения Советской власти, учителя были арестованы.

    Долго уникальный двухъярусный храм восемнадцатого века был в запустении. По свидетельствам местных жителей, туда бегали оправляться, ожидавшие автобуса. А сезонные рабочие, "гуцулы", как называют жителей западной Украины, выметали и вычищали дрянь из святого места. Заезжим "шабашникам" местные мальчишки рассказали об "иконах на тряпках" в верхней церкви, после этого холсты исчезли. Где они теперь? А вот богослужебные книги и предметы разобраны были местными жителями при закрытии, но какие-то чувства мешают хранителям возвратить их назад.

    Ещё одна святыня места сего – Святой Источник, именуемый в народе Пятенка. По преданию, "проявилась" икона великомученицы Параскевы Пятницы на водах ключа, бьющего у подножия горы, на которой высится красавец Покровский храм и расположен прекрасный парк, называемый Бондарев сад. Празднование в честь чудесного явления традиционно приходилось на десятую пятницу после Пасхи. В этот день к источнику собиралось множество людей, многие ехали издалека. Совершался молебен с Акафистом в честь вмц. Параскевы, набирали целебную водичку. Ольга Павловна Шемякина и Анна Трофимовна Шемякина вспоминают, что в те времена, когда прекратилось богослужение, жители не забывали святого места: "Набирали воду, садились у криницы и спивали" (пели Акафист – Е.К.). По другим сведениям, не икона явилась, а Сама Богородица. Ещё одна здешняя традиция: на Рождество стреляли, палили, пускали в небо голубей,  "Дух голубиный", символизирующих третью ипостась Святой Троицы - Духа Святаго.

    Хороший был руководитель Е.Д.Агеев, много сделал для строительства колхоза, подъёма хозяйства. Но он считал, что богослужения будут отвлекать людей от работы, и поэтому "провёл документацию" о том, что здание храма является аварийным. Взорвать помешало то, что при этом были бы разрушены детский сад, больница и другие постройки. Кто закрывал для верующих возможность молиться сообща, открывал широкий путь для массового пьянства. Как говрят в деревне, умирая от рака горла, председатель покаялся: "Наверное, за церковь Бог наказал".

    На рубеже тридцатых и сороковых годов ломали колокольню ради кирпича на колхозные постройки. Облив бензином, подожгли деревянные своды, чтобы ослабить конструкцию, а потом, накинув тросы, тащили тракторами. У Василия Шукшина есть рассказ с очень похожим сюжетом, там образы, и характеры, и чувства художественно изображены, мы передаём сухие воспоминания, выветренные временем. Председатель сельсовета Лемешко вскоре был разбит параличом. Народ решил, что это Божья кара за отданный приказ. Церковные врата употреблены были вместо дверей на хозпостройки. Деревянный храм в честь Архангела Михаила, стоявший здесь до возведения кирпичного и перенесённый в Новую Безгинку, не уцелел. Сейчас на том месте стоит школа. Почти все жители Новой Безгинки, которые разбирали и растаскивали его, умерли от рака.

    В 1995 году нижний храм Покрова Богородицы стал действующим. Это первый Престол, освящённый Владыкой Иоанном после того, как он занял кафедру управляющего Белгородской и Старооскольской епархией. В восстановлении принимал участие весь район при огромной помощи и горячей заботе М.Н. Понедельченко; сюда было стянуто много человеческих, финансовых сил, техники. Служить начинал иерей Василий Феер. Немало трудностей пришлось преодолеть и трудов положить.

    В настоящее время настоятелем является ревностный служитель отец Александр Степаненко, есть и хор. Но не много прихожан. Почему так мало сердец потянулось в духовную здравницу? Одна прихожанка говорит о себе: "Я, грешница, ломала церковь". Покаяние не всех коснулось. Те, кто разрушали, разграбляли и дети их до сих пор не расстались с погибельными для души заблуждениями. Прежние грехи перегородили дорогу к храму? Что ещё помехой? В городах, в столицах Церкви переполнены. Тут и респектабельного вида люди, и дети, и младенцы от недельного возраста на руках у счастливых молодых пап и мам. В Старобезгинской школе, как и по всей области, не первый год преподают Основы Православной Культуры. Почему же просвещение не открыло юные сердца для веры? Может быть, причина заключается в качестве преподавания? К великому сожалению, ныне духовные сокровища родной земли игнорируются, не замечаются.

    Вспоминается летний тёплый солнечный день в начале шестидесятых годов прошлого века. Маленькая девочка со своими родителями в гостях в Старой Безгинке. Устроена прогулка по чудесному саду, отдых на шёлковой траве на склоне. С обеих сторон широкой прогалины - деревья ровной стеной, с вершины до низа, до речки Тихий Усерд (теперь на этом месте широкая и крутая лестница). Панорама обзора великолепна и величественна. Жажда приводит к источнику, который множеством ключей пузырится, выбивается из-под берега сквозь чистые белые меловые камешки. Вода студёная, удивительно прозрачная, чистая и вкусная. Детское восприятие оставило в памяти навсегда впечатление об этом месте, как о сказочно-райском уголоке. Это ощущение живо и десятки лет спустя. Жаль, что наша скудость не в состоянии достойно в слове отобразить места Старобезгинские.

   Не перевелись люди, умеющие чувствовать и понимать благодатные явления. Несколько лет назад у Святого источника состоялась встреча с супружеской парой. Они были с сыном отроческого возраста, набрали воды из кринички и с горечью посетовали на то, что местные жители не ценят богатства своего, не дорожат целебной водой, не припадают к благодатной помощи. Видно было, издалека эти люди, и знали они сокровенную тайну Пятенки, думается, не понаслышке: так уверенно свидетельствовали они.

    И верится, что прославит Бог это место вновь. Проснутся души, вспомнят жители былые традиции, принесут покаяние, воздадут любовью и молитвой Творцу за дарование красоты неописуемой и богатств земных, природных, к которым прибавлены будут и благоукрашения от рук человеческих, когда духовная спячка прекратится. Ждёт своего восстановления колокольня, ждёт святая вмц. Параскева воздвижения часовни на Тихом Усерде. И будут жители гордиться ими, как сейчас с удовлетворением рассказывают о благоустроенной площади средь Покровской улицы, и о благоукрашении сада, где работы продолжаются. Любо-дорого посмотреть на новую ограду кладбища, а оно не одно. Нынешним летом Глава Администрации района М.Н.Понедельченко выделил средства на ремонт церкви, усердно трудились здесь прихожане.

    Велика Русская земля, и усыпана она жемчужинами, подобными этому уголку, обильно.

 

 

2 декабря 2008 г.                                                                                                                                                                                                                                                                      Елена Куликова.


 Города с уездами в бассейне рек Большой Усерд и Малый Усердец.

http://fortuna3.comtv.ru/Uezdy.htm

Меню сайта

Block title

Block content

Поиск