Четверг, 18.04.2024, 15:48
О материнстве и отцовстве - 2
О материнстве и отцовстве - 1: http://kulikovaea.ucoz.ru/index/materinstvo_i_otcovstvo_2/0-154
Иван Солоневич Глава «Монархия в Москве» Москва строилась на православии, и одним из практических выводов из этого было московское самодержавие, которое выходило страну, спасло в таких положениях, которые сегодня оказались бы совсем не под силу. Об его историческом пути Лев Тихомиров пишет: «Царская власть развивалась вместе с Россией, вместе с Россией решила спор между аристократией и демократией, между православием и инославием, вместе с Россией была уничтожена татарским игом, вместе с Россией была раздроблена уделами, вместе с Россией, объединяла страну, достигла национальной независимости, а затем начала покорять и чужеземные царства…» (т. 2, стр. 56) И в другом месте Тихомиров спрашивает: «Что же сделала доселе русская монархия для русской нации? Если брать многовековую жизнь её до 1861 года, то она представляет один из величайших видов монархии и даже величайший. Она родилась с нацией, жила с нею, росла совместно с ней, возвеличивалась, падала, находила пути общего воскресения и во всех исторических задачах стояла неизменно во главе национальной жизни. Создать больше того, что есть в нации, она не могла, это по существу невозможно. Государственная власть может лишь, хорошо ли, худо, полно или неполно реализовать то, что имеется в нации. Творить из ничего она не может. Русская монархия, за ряд долгих веков — исполняла эту реализацию народного содержания с энергией, искренностью и умелостью, которые доказываются самыми последствиями…» (стр. 201). «Царь заведует настоящим, исходя из прошлого и имея ввиду будущее», — пишет Тихомиров… Только в самое последнее время в эмиграции сделано некое новое открытие. Оно сводится к тому, что «нация» есть не только настоящее, но есть и прошедшее и будущее. И что, следовательно, всякое данное поколение только наследует имущество отцов и дедов, — с тем, чтобы передать его детям и внукам. И что данное поколение не имеет права присваивать себе монополию окончательного решения судеб нации: были ведь деды, которые решали как-то иначе, и будут, вероятно, внуки, которые будут что-то решать тоже как-то по-своему. Мы, данное поколение, — только одно из звеньев в общей цепи «нации». Русская интеллигенция — и революционная и контрреволюционная — почти в одинаковой степени, рассматривали себя, как последнее слово русской истории — без оглядки на прошлое и, следовательно, без предвидения будущего. Каждое поколение прошлого и нынешнего века ломало или пыталось сломать все идейные и моральные стройки предыдущего поколения, клало ноги на стол отцов своих, и не предвидело той неизбежности, что кто-то положит ноги свои и на его стол. Базаров клал ноги на стол отцов своих, — базарята положили на его собственный. Ибо, если вы отказываете в уважении отцам вашим, то какое имеете вы основание надеяться на уважение со стороны ваших сыновей? Если бы внутри Москвы установился порядок, при котором идеи и поколения каждого десятилетия разрушали бы работу предыдущего, и, для того, чтобы быть разрушенным очередным десятилетием, то России не существовало бы давно. Была бы какая-то получухонская, полуславянская колония — то ли Польши, то ли Швеции, то ли ногайской орды. Но Москва крепко и мудро стояла на охране не только внешних границ, но и внутренней самобытности, на страже своего национального «я». И на вопрос проф. Платонова: «Что шло впереди, политическая ли прозорливость московского владетельного рода, или самосознание народных масс?» — можно дать только такой ответ: ничто не «шло впереди», все шли вместе — и царь, и Церковь, и народ, поддерживая друг друга в трудные минуты, — а трудными минутами были все минуты жизни, — не давая пошатнуться ни одному устою национальной жизни России — ни вере, ни царю, ни отечеству. Наши историки, которые писали в те годы, когда вера стала заменяться если и не совсем атеизмом, то равнодушием, «царь» — республиканским образом мышления, а отечество космополитизмом, — решительно ничего не могли понять в ясности московского склада — ибо он прежде всего был совершенно ясен. Наши ключевские, исходя из дидеротов, никак не могли себе представить, чтобы «общество» и «правительство» друг против друга как-то не подкапывались. И никак не могли сообразить того простого факта, что в Москве «общество» было «правительством» и правительство — обществом. Наши ключевские из тех же дидеротов, в своё время принуждённых вести борьбу против католического изуверства, никак не могли понять отсутствия в Москве борьбы между Церковью и Государством, отсутствие того характерного для запада явления, которое именуется клерикализмом. Они не могли объяснить себе ни Соборов, ни самоуправления, ни административной системы. Всё это было совершенно непохоже на дидеротов! Но так как дидероты казались венцом человеческого прогресса, то Москва автоматически оказалась варварской. Оказывалась варварской и Россия, которую во что бы то ни стало надо снова европеизировать, — ибо даже и Петру это не удалось. Итак — долой Соборы, ибо Соборы ног на стол не кладут, давайте парламент, уж он не постесняется. Долой самодержавие, ибо оно не позволяло рвать страну в клочки, — давайте партии, они не постесняются. Долой Россию — ибо она «тюрьма народов», давайте СССР — вот там все будут разгуливать на полной своей волюшке… Погуляли… Источник: Иван Солоневич «Народная монархия», М., 2002, с.458-460
Протоиерей Александр ШаргуновГрех, которым болен наш народ16.12.2017
Сегодня мы слышали Евангелие об исцелении Господом десяти прокаженных. Среди них был, по крайней мере, один самарянин. Удивительное дело: иудеи с самарянами не общаются. Не то что рядом не стоят — вообще не вступают ни в какое общение. А здесь общая беда заставила их обо всем забыть. Это напоминание нам о том, что страшное разделение, которое происходит сейчас в нашем народе, может быть преодолено только тогда, когда мы осознаем общую нашу беду. До такой глубины страданий надо будет довести Господу наш народ, чтобы мы поняли, что мы все только люди, и Божии люди.
К нашему народу сейчас относятся уже с презрением, как к прокаженным — тем, которые, наверное, скоро уже не будут иметь права приближаться к другим народам. Но мы же действительно прокаженный народ! Они нас считают прокаженными за то, что в нас еще живо христианство, а на самом деле — мы покрыты проказой греха и отступничества от Бога. И мы не смеем приближаться ко Господу нашему. Мы должны осознать, что нет у нас места рядом с Тем, Кто весь чистота и правда, и с теми, кто хранит эту чистоту. Нет для нас такой возможности придти ко Господу, стать рядом с Ним и с верными Ему людьми. Только сознанием общей беды и единым обращением к Богу можем мы получить исцеление от этой проказы, уже почти вековой, которая на нашем народе. И Господь предупреждает, что если этого не произойдет, то будут еще горшие беды — вечные беды.
Хотя эти люди находятся в изоляции, отделены от Бога и всех других людей, они все-таки еще имеют возможность общаться друг с другом. Это еще не ад, где полный мрак и никто уже не видит лица другого. Господь говорит этим прокаженным: «Идите и покажитесь священнику». Интересно, что они не просят об исцелении от проказы, они говорят: «Наставниче, помилуй нас», — стоя вдалеке, обращаются ко Христу. Только о милости, а не об исцелении должны мы молить сегодня Господа, потому что слишком велики наши грехи. Господи, как Сам знаешь и как Сам желаешь, только помилуй нас. Предаем судьбу нашу, судьбу нашего Отечества, Церкви нашей Православной в Твою милостивую волю. Милостив буди нам, Наставниче, настави нас на истинные пути.
«Идите и покажитесь священникам», — говорит Господь. Он не говорит сразу, что исцелит их, Он испытывает, насколько глубоко и искренне обращаются они к Нему. Если мы хотим получить исцеление, мы должны идти Христовым путем. Показаться священнику — значит придти к Церкви православной и показать, до чего мы уже дошли, и нет у нас более ни на что надежды.
И когда они шли, то очистились, получили исцеление. Один из них возвратился, громким голосом славя Бога. И это был самарянин. Мы должны задуматься сегодня о том, что Господь говорит нам о неблагодарности как о самом страшном, черном грехе, которым болен наш народ. Как говорит слово Божие, «в последние дни люди будут неблагодарными» (2 Тим. 3, 2). И мы видим эту неблагодарность, которая разрушает все на свете, самые естественные человеческие отношения.
Дети неблагодарны родителям, хотя без них их бы не было на свете. Сколь часто их жизнь зависела от деннонощной неусыпной заботы родителей! И сколько лет они всецело, во всем были зависимы только от них! Однако приходит время, когда родители стареют. И они не то что ненужными делаются, а мешают. Они не дают жить свободно — так, как хочется.
Мы бываем неблагодарны по отношению друг к другу. Сколько людей спасали нас, творили удивительные дела добра и милосердия. И как часто мы говорили, и искренне, от всего сердца, что «я никогда не забуду добра этому человеку» — но проходило время, и мы даже не пытались отплатить хоть самым малым добром тому, кто совершил нам великое добро.
А самая главная неблагодарность — по отношению к Богу. Когда у нас бедствия, когда нам грозит гибель, опасность, мы обращаемся к Богу и обещаем, что будем жить уже иначе, по-христиански. А когда получаем просимое — забываем о Боге.
Но беда заключается в том, что когда человек не благодарен по-настоящему за дары, которые он получает от других людей, через предстательство святых или от Самого Бога, это значит, что ему Бог не нужен, и святые ему не нужны. Ему нужно только то, что он может получить с помощью этих людей и с помощью Самого Бога. Это есть безбожие — неблагодарность, и оно приводит к беде, подобной тому диавольскому искушению, которому подвергался самый первый человек, когда земное и материальное он поставил выше Бога. По этой причине произошла революция 1917 года. А сегодня она, как мы все видим и понимаем, еще в более позорном проявлении происходит на наших глазах.
Десять человек. Все получили исцеление от Господа, все получили от Него земной дар. Мы видим, как щедр Господь — никто не имел отказа. Весь наш народ, многое множество людей всегда получали от Него просимые дары. И мы видим, как скудно то благодарение, которое приносят люди Господу. Как в этой притче, из десяти — только один. Как говорит святитель Феофан Затворник, вот настоящее соотношение, которое обыкновенно бывает в роде человеческом. Не нужно быть особенно духовным человеком, чтобы это увидеть, но необходимо все-таки духовное понимание того, к каким печальным последствиям приводит неблагодарность.
Только один из десяти человек услышал слова Спасителя: «Вера твоя спасла тебя, иди в мире». Сегодня, может быть, речь идет уже не о спасении всей России, хотя мы не перестаем надеяться и знаем, что Господу все возможно, а о спасении только остатка ее, то есть тех, кто хранит верность Господу. Но только если этот остаток будет благодарен Богу за все, что совершает Он с нами по Своей милости. За все, что Он совершает с нами в истории, за все дары милосердия и за скорби, за все испытания, и за сладкое, и за горькое. Потому что то и другое, если мы благодарим Бога, открывает нам спасение, благодать.
Благодарить, говорят святые отцы, — это значит вступать в родство с Самим Богом. Тайна Божественной Евхаристии называется «благодарением». И здесь тайна Рождества Христова: Бог становится человеком, когда люди благодарят Бога за те дары, которые им уже открыты. И мы приобщаемся Плоти и Крови Христовой, вступаем с Ним в родство, когда приносим Ему благодарение. Речь идет не просто о возрождении былого могущества нашего Отечества, которое едва ли возможно уже сейчас, а о бесконечно большем — о вечном спасении.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
***
БесогонTV «Иллюстрация люстрации»
***
Павел Флоренский — своим детям
Моим детям: Анне, Василию
и Кириллу и Олечке - на случай моей смерти 1917.IV.11. Сергиев Посад 1917.V.08. 1917. 07.06. Серг Посад 1920.VI.03. Москва. 1921.ИШ-20. Ночь у В. И. Лисева. 1922.VIII/14. 1923.111.19 с. с. Перед отъездом в Москву. |
Меню сайта
Block titleBlock contentПоиск |