Персональный сайт Елены Алексеевны Куликовой

Суббота, 27.04.2024, 09:35

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход

Опубликовано в газете "Белгородская правда" (30 июня 2012 года)

Рукопись

ЭТОТ "БЛИН" -  КОМОМ!

(Семья — стремление к идеалу любви или следование духу времени?)

    В книге "Размышления о бессмертной душе", составленной Архимандритом Иоанном (Крестьянкиным), цитируется мысль из письма митрополита Вениамина (Федченкова): "Мы должны "выйти" из психологии прежнего "благополучного жития" в атмосферу ожиданий, святого "беспокойства", переоценок… "Бодрствуйте" – вот – первое, что говорит Господь. Особенно "бодрствовать" придётся потому, что будет "разделение" – повсюду: в семьях, в друзьях, в светском, в церковном мире. О! Как это ни больно, но как трудно разбираться будет… "Мы – православные". "Нет – мы"… "И не вы, и не те, а мы – третьи". Скорбей разделений нужно ждать и в Церкви. Это и больно, и страшно, и потребуется мужество". (с.65 Св.-Успенский Псково-Печерский монастырь. 2009г.) Словно, нашему времени обращены слова эти. В заголовках газет всё чаще можно увидеть разрушительные для семьи слова, подобные этим: "С родителями жить не престижно, но экономично". Поразмышляем на эту тему.

    Статья "К тёще на блины" (Православие Ru/ Интернет-журнал, 20.03.08) священника Павла Гумерова породила много вопросов к автору: "О какой категории людей идёт речь? Какова цель создания семьи? Разве семья не часть рода? Каков смысл жизни? Не в том ли, чтобы научиться любить любого другого человека, как самого себя? Что такое любовь?" "Любовь – это самопожертвование, служение, соединение",- напрашивается ответ. Цель христианской жизни есть спасение. Как достичь? Царствие Небесное нудится. Если мы не понуждаем себя жить в мире и согласии с самыми близкими людьми, а разбегаемся, как мыши по норкам, только бы не расставаться с такими милыми сердцу страстями и эгоизмом, то можно ли нас назвать верующими, тем более - православными? Какой цели достигнет подобная расчленённая искусственно, самовольно, а не по промыслу семья? Можно ли назвать такую Малой Церковью? Супруги, не пожелавшие подставить шею под ярмо почтенных родителей и довериться их опыту, смогут ли истинно уважать друг друга? На чём крепится их взаимная привязанность? Первые годы на влюблённости, на страсти, плотском единстве. Увы, эти конфетки быстро приедаются, начинают выпирать те самые бугры, которые мы не пожелали обтесать или вложить их во впадинки характеров, привычек своих вторых родителей. Не закалились в терпении, смирении, кротости, уживчивости, доброте, уважении, почитании в тот период, когда сильны были эйфорией влюблённости. Что ждёт подобные, сектантского склада, семьи? Кризисы третьего, пятого, десятого годов совместной жизни; и вновь, по подобию, нежелание терпеть, смиряться, уступать, поступаться своим "эго" уже внутри этой голой семьи, ибо защитная заматеревшая кора дерзко отрешена под предлогом: мешает дышать. В то же время создаётся образец для собственных чад. В каком случае родители в современной России стремятся отселить от себя детей? Если те избрали для себя антисоциальный образ жизни, переплюнули их самих. Скорее всего, уважаемый автор-оппонент, став тестем или свёкром предпочтёт жить в одном доме со внуками, а не "мотаться" туда-сюда из конца в конец, чтобы помогать в их воспитании. Да и взгляд его на заявленную проблему изменится, если, конечно, к тому времени ещё не перевернётся вверх дном институт семьи. Поднятая проблема – палка о двух концах. Можно написать статью от лица родителей, которые не желают тратить силы и время на помощь женатым детям, отрывая его у собственного досуга. Категория пожилых людей, ищущих "пожить для себя", появилась, видимо, воспитанная духом предыдущей эпохи коллективизма и разрушения семейной традиции. Такие-то и своих детей не воспитывали, предоставляя детским садам, школам и дворам. Статью дорогого батюшки разумный человек и специалист не примет всерьёз, по той причине, что она однобока, тенденциозна, мемуарна, незрела; выплеск личных эмоций и амбиций. Спор отцов и детей давний, но пристало ли призывать к противостоянию и разделению? Легче построить дом деревянный или каменный, чем возвести храм в душе своей. Не получается? Не корим. Живите тихонько и кайтесь. Но зачем же создавать новый эталон, коль до оригинального не дотянулись, да ещё и предлагать его другим, очернив предыдущие и время, и традиции. Эталона менять нельзя, "осетрина не бывает второй свежести". Ибо не дух времени мы должны поставлять себе в руководство, а Божью волю. А воля Его бывает разной. Одним жить большой семьёй, другим отдельно, а то и вовсе за тридевять земель. Можно ли бежать и обособляться по собственному человеческому хотению ради попустительства "особенностям своего характера". Эталоном можно выставить только пример первохристиан, которые продавали свои имения, жили сообща, чтобы служить ближним. Конечно, недосягаемая планка, но зачем же вытаскивать штыри, на которых она лежит, пусть останутся, чтоб нам не опускать взор долу, а поглядывать вверх, где вбит ориентир.

    Представьте себе такую ситуацию: наученные отцом Павлом молодые мужья и жёны, вооруженные его "пособием по раздроблению семьи", используют эту науку как щит при конфронтации с благочестивыми родителями и для отстаивания свободы жить по моде века сего. Статья дискриминационная и бумерангом может ударить в своё время в самого автора. Из содержания "К тёще на блины" следует, что в отношениях "отцов и детей", первые все тираны, злодеи, посягающие, а последние ангелы и херувимы, которых держат в клетках и пытаются селекционировать из них курочек. Для программной статьи недопустимо давать деструктивные рекомендации, приписывая личный опыт всей "реальности современной жизни". Корректно может выглядеть подобный материал только в иных рамках, где типы узнаваемы, узко конкретны, коснеющи в неправде.

    Вынесем для образца тип человека, владеющего имением, жаждущего всегда принимать со всех концов гостей, как самых близких родичей; покажем семьи, в которых никто никому ничем не мешает, но рады уступить, услужить, сказать доброе слово. Такою мерою будем мерить.

    Вопрос поднят автором широкий – понятие семьи, её полноты, достаточности, но аргументация к перекраиванию традиции и построению новых норм определения состава и качества семьи узко личностные: "на мой характер" пусть ориентируются все. Кто, как не родители, знают своих детей и могут подправить, пресечь с любовью, не болезненно. В пример можно привести одну мудрую мать, которая твердила, что предназначение её сына - быть столяром-краснодеревщиком, работать в мастерской, а его прельщала жизнь "свободного художника", что губило и душу, и дар. Живой, благородный, тёплый материал дерева, требующий, к тому же, физических усилий при обработке, компенсировал, гармонизировал свойства натуры талантливого, энергичного, но гордого человека, не всегда умевшего свободой распорядиться во благо. Или, например, жене хочется видеть мужа начальником и богатым, а мать даёт советы такие, чтоб не погиб в гордости, душу сына бережёт от наследственного тщеславия.

    Несомненно, имеется проблема внутрисемейных отношений. Если ближние, как вериги, враги, мешающие идти за Христом, тогда, может быть, есть смысл разделиться, но не нарушив заповеди любви, не делая больно, а по взаимному согласию, не оставляя без помощи и заботы. Полученное в детстве, необходимо возвращать. Разберём ещё одну сторону поднятой темы. Случалось ли вам видеть, как бывает, что блудницы, искушённые и тёмные, имея определённый опыт, ловят в свои сети мальчиков из хороших семей, прекрасно воспитанных, добропорядочных? Когда побеждает плоть, не в силах совладать ни любящие родители, ни духовник, ни слабая вера. На чьей стороне будет отец Павел в этом случае? А если его детей поведут в сторону от Христа, от Заповедей, от церкви, а сын или дочь принесут и сунут ему под нос его назидательную статью и предложат изучить и принять к исполнению, сказав: "Не лезь в чужую семью, где "двое – одна плоть". Почитай Евангелие, там говорится, что надо оставить отца и мать своих",- а сами возьмут для жизни в руководство нецерковные идеалы, общечеловеческие нехристианские ценности? Когда сеешь, то рассуждать необходимо, предвидеть, что взойдёт и какой плод принесёт, и кто пожнёт, впитает, не будет ли отравлен?

    Взаимопритяжение внуков и бабушек-дедушек обусловлено, как известно, общностью мироощущения: первые ещё не прилепились к земному, вторые уже свободны от трудов и ответственности за выросших детей. Хорошо ли поступают родители, определяя детей в школы-интернаты? Спросите об этом у тех, кто испытал. А чем легче сиротство пожилых?

    Бывших отцов и бывших матерей не бывают. Бывшие супруги, к сожалению, часто. Кровную связь разорвать возможно ли? Современная наука утверждает: как генетические, так и духовные связи, действуют вне зависимости от того, знает человек о механизмах и законах наследственности или нет. Смотри книги врача Зорина, где автор приводит изречение: " Если ты метишь в прошлое, то прошлое выстрелит в тебя".

   Чей девиз: разделяй и властвуй? Кого православная традиция называет разделителем? Сильны в последнее время веяния сектантского взгляда на устроение семьи, закукливание. Если молодые варятся в собственном соку, игнорируя опыт поколения (имеется в виду не современное искажённое значение слова; моё поколение – это не сверстники, а род, колено крови - по кн. В.Семенцова "Отечественный язык как основа воспитания и обучения"). Равнодушие к преданиям семьи, отсутствие интереса к исповеди родителей, непринятие памяти предков порождает слепоту, обрекает молодую семью блуждать в потёмках среди наследственных грехов, страстей и болезней. Отделившись, к примеру, от гневливой тёщи, убежав от неё, пожнёшь эту же страсть в жене, в сыне. Фарисейство и обрядоверие, самость и индивидуализм приведут ли к цели христианской жизни, к спасению? Если создал семью, если глава Малой Церкви, если страшно и одиноко родителям без вас, то живи так, чтоб светить и преображать даже не разделяющих твоей веры "предков". Этим спасёшь потомков. Спасись сам, многие вокруг тебя спасутся. В противном случае, чем ты отличаешься от язычников, какой же ты христианин? Какова цель твоего служения? Любой мало-мальски образованный священник или духовник скажет: "Терпи, смиряйся. Не бойся убивающих тело, а душу не могущих убить. Тех бойся, которые душу могут убить. Не ищи комфорта, но служи людям, ближнему своему. Кто главный, тот будь всем слуга". Сообразовывать жизнь со "своим характером", а не со смиренным образом Христа и Его страстями до крови и смерти – это ли доброе руководство мужа, главы Малой Церкви, которой признаётся семья? Может быть, это есть хищничество волка в овечьей шкуре? Когда подобная учительная позиция выносится в качестве рекомендации и попытки навязывания жить духом времени молодым семьям да с православного сайта, то это становится социально опасным. Святитель Игнатий (Брянчанинов) советует изучать дух времени, чтобы избегать жизни по духу времени ( см. "Отечник", с.549). Доводилось слышать, как учителя и проповедники, иереи и диаконы дают уроки широкой аудитории (среди которой молодые неопытные, находящиеся ещё не в полноте возраста, не прошли путь до конца) учат отделяться молодой семье на основе слов Святого Писания: "Посему оставит человек отца своего и мать, и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть" (Коринф.5,31). Слова эти, вырванные из контекста, касаются темы запрещения развода. В "Руководстве к изучению Священного Писания Нового Завета" (Составитель А.В.Иванов, с.729) такое толкование: "Человек забывает мать и отца, чтобы прилепиться к жене, и любовь Сына Божия к человеку побудила Его оставить Отца Небесного и прилепиться к людям, чтобы составить с ними единое". Не можем же мы заключить из данных слов, что единство Святой Троицы при этом распалось. Отчего всечестные отцы опускают в своих наставлениях, сказанное Апостолом: "Прилепляяйся Господеви един дух есть с Господом" (1Кор 6,17)? Опасность кроется не в том, что живут под одной крышей с родителями, а в том, что, соединяя плоть с плотью, дух с духом не соединяют. Станут ли духовные ранить кого-либо своим обособлением?

    Семья в плоскости истории, по горизонтали, – это живые представители рода. Семья по вертикали, вверх и вниз, – это, отшедшие в мир иной, восходящие к Небу праведники и падающие во тьму кромешную нераскаянные грешники. Получается крест. Семья во утробе рода вынашивается, зреет в традициях и преданиях его. Чем опасны попытки семью низвергнуть и "выращивать в пробирке", то есть, советоваться с Интернетом и в контакте с такими же новичками-сверстниками, к тому же чужого рода, чужого духа. В науке результаты опытов принимаются за верные после определённого количества повторений. При этом выдерживается множество условий. Родители видят свои ошибки воочию, как результат, наблюдая за повзрослевшими детьми, видя в них, как в зеркале, повторение своих и дедовских грехов, страстей, болезней. Они могут мудро подсказать. Если дети слышать не хотят, цикл грехов повторяется и усугубляется. Страшное мучение – жить, не зная своего роду-племени.

    Внедряясь даже в православную среду, злая сила выносит на своей волне ломателей традиции, а на истинных её защитников, пропагандистов крепкой, полной семьи устраивает травлю, организовывает заказные массированные нападки в прессе, подключая к этому научные подтасовки и клевету. Того, кто делом доказал правоту своей позиции, получил плоды православной педагогики, пытаются выдать за сектанта и оккультиста. Как ответят ломатели традиции перед судом Господа за обольщённых, дезориентированных, потому сбившихся с пути молодых людей, оторвавшихся от ствола древа рода, вследствие этого соблазнившихся успехом сверстников, их ложными увлечениями (например, практикуя семь шагов преображения, не имеющими ничего общего с православием), ставших обрядоверами и предателями, если не страшнее? Суды Божии нам не ведомы. Мы лишь предлагаем другую точку зрения.

    Не по злому умыслу, по заблуждению подобные статьи появляются. Можно предположить, что тысяча человек против одного скажут: "Молодые должны жить отдельно от родителей". Так мы говорим, этого желаем, настойчиво добиваемся. Господь всё слышит, медлит, но может и дать просимое. Европа уже пожинает горькие плоды от введения, так называемой, "ювенальной юстиции". Прощупывают и Россию: закон ещё не вступил в силу, а детей и родителей уже отнимают друг у друга. Даже телерепортажи о новом явлении: насилии, разрушении семьи со стороны государственных структур – не всколыхнули, не пробудили народ. Если, не дай, Боже, институт "ювенальной юстиции" будет введён, беда коснётся многих. Кого станут обвинять потерпевшие? Думается, "злых чиновников". Мы, жаждущие разделения, порождаем усиление процессов разделения, которое в итоге может обернуться против нас и наших детей. Что способно изменить тенденцию? Покаяние. К покаянию может привести разъяснение, рекламирование и законодательные акты, направленные на укрепление института семьи и нравственности.

    Больно видеть разногласия среди чад Церкви. Будем же судить по плодам, избирать плоды любви. В Послании Апостола Павла Коринфянам (4,19) такие слова: "Прийду…и испытаю не слова возгордившихся, а силу. Ибо царство Божие не в слове, а в силе".

11 февраля  2010 года                                                             Елена Куликова

Меню сайта

Block title

Block content

Поиск