Пятница, 26.04.2024, 00:44
Материнство и отцовство Лирика
А.Твардовский Не стареет твоя красота… Не стареет твоя красота, Не стареет твоя красота. Не стареет твоя красота, Все ты горькие муки прошла, На своих ты посмотришь ребят, Честь великая рядом с тобой Ты идешь по земле молодой - Молодая береза в лесу Не стареет твоя красота. Окна все пооткроют дома,
Александр Твардовский
ЦИКЛ "ПАМЯТИ МАТЕРИ"
*** Прощаемся мы с матерями Когда нам платочки, носочки Разлука ещё безусловней И карточки им посылая А там — за невестками — внуки… *** В краю, куда их вывезли гуртом, Но непременно вспоминала мать, Кругом леса без края и конца — Так-сяк, не в ряд нарытая земля И ей, бывало, виделись во сне Такая то краса и благодать, Теперь над ней берёзы, хоть не те, И не в обиде. И не всё ль равно. *** Как не спеша садовники орудуют Как будто птицам корм из рук, Но как могильщики — рывком — Они минутой дорожат, Спешат, — меж двух затяжек срок, — Но ту сноровку не порочь, — *** — Ты откуда эту песню, Всё из той своей родимой Там считалось, что прощалась Перевозчик-водогребщик, Давней молодости слёзы, Как с земли родного края В том краю леса темнее, Но была, пускай не пета, Перевозчик-водогребщик, Отжитое — пережито, Перевозчик-водогребщик, Анализ цикла стихотворений Твардовского «Памяти матери»...Жанр стихотворения продолжает обычные для Твардовского— с 1928 года — лирические рассказы-очерки в форме дневниковых записей. В первых двух стихотворениях «Памяти матери» намечен и развит ряд мотивов, которые имеют и самостоятельное значение и вместе с тем подготовляют третье стихотворение. В первом стихотворении — и общее размышление о прощаниях с матерями, прощаниях всех сыновей и всех матерей, и обобщенный лирический рассказ истории жизней матерей и сыновей, их отношений, с горькой нотой сожаления, сознания неравноценности любви матерей и сыновей. В начале стихотворения намечается образ матери, материнской любви и значительности последней разлуки, хотя непосредственно об этой матери, об этом сыне еще ничего не говорится. Во втором стихотворении эта тема развивается уже как история матери, драматической судьбы русской женщины-крестьянки, на фоне большой истории народа, как слитный рассказ-воспоминание и сына и матери, и матери о самой себе и как в самом этом прошлом предвосхищение последней разлуки. Непосредственно на авансцену выступает тема самого последнего прощания — похорон, тех, о которых когда-то мечтала мать — «на севере, тайгою запертом», и тех, которые сейчас реально наступили, и горько-скорбный лирический комментарий сына. Таким образом, концовка второго стихотворения цикла уже и непосредственно подготовляет, подводит нас к третьему — к картине последнего прощания. «Как не спеша садовники орудуют» воспринимается как элемент цикла, следующая ступень развития чувства, мысли, события. Но вместе с тем это и самостоятельное стихотворение. Здесь остановимся на анализе только этой ее самостоятельной целостности. Контекст цикла дает ей дополнительную почву и атмосферу, и разбираемое стихотворение подводит нас к заключительному стихотворению («Ты откуда эту песню...»). Тема цикла в целом здесь уплотнена, сжата в самом близком эпизоде памяти, когда воспоминание еще свежо, выступает как только что пережитое, еще сейчас существующее, продолжающееся. И внутри картины похорон выделен также один небольшой отрезок времени — кульминационный момент прощания. Один, но во всей его многоплановости... Источник: http://www.smolensklib.ru/sites/default/files/old%20str/tvardov/stihi/1962/kolhoz.htm |
Меню сайта
Block titleBlock contentПоиск |