Пятница, 26.04.2024, 12:53
Дубянский Антон Без языка и колокол нем
Народ выражает себя всего полнее в языке своём. Народ и язык, один без другого, представлен быть не может. И. И. Срезневский
Берегите чистоту языка как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас. И. С. Тургенев
Совсем недавно мы писали изложение по тексту Василия Белова «Бобришный угор», в котором автор размышляет над проблемой значения слова и о высоких понятиях. Писатель говорит о том, что нет нужды беспокоиться за наш язык. Хотя, порой, теряют исконное значение слова от частого употребления, но большие понятия снова и снова питают первоначальным смыслом слова, выражающие их. «Да, лопаются, наверное, только ложные святыни, требуя для себя всё новых переименований», - говорит В. Белов. Мысли о нетленности языка мы находим у многих великих людей, начиная от М.Ломоносова («Языка нашего небесна красота Не будет никогда попранна от скота») и кончая Ахматовскими строчками, где Анна Андреевна говорит о том, что на земле всего «долговечней царственное слово» в то время, как «к смерти все готово»: и золото, и сталь, и мрамор. Продолжая рассуждение о вечных понятиях, общечеловеческих ценностях и слове, писатель Белов сетует на то, что беден оказывается язык, когда пытаешься говорить о сокровенном, о том что свято для тебя, «для измерения чего нет единиц». Вот и поэт Ф.Тютчев о том же: Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймёт ли он, чем ты живёшь? Мысль изреченная есть ложь. Я тоже иногда испытываю такие чувства, для передачи которых не хватает слов. И это при том, что русский язык считается самым красивый и богатым в мире. Об этом говорят, например, такие известные люди, как Анна Ахматова, Иван Бунин, Михаил Ломоносов, Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Иван Тургенев и многие другие. Г. Р. Державин сказал о ценности русского языка так: «Славяно-российский язык, по свидетельству самих иностранных эстетиков, не уступает ни в мужестве латинскому, ни в плавности греческому, превосходя все европейские: итальянский, французский и испанский, кольми паче немецкий». А вот нобелевский лауреат М.Шолохов прибавляет: «Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта». Так почему же выдающийся мастер слова И.Бунин в стихотворении «Слово» призывает «в дни злобы и страданья» беречь «речь», называя ее при этом «даром бессмертным», единственным «достоянием»? Может быть, ответ в одноименном стихотворении Николая Гумилева? Но забыли мы, что осиянно Только слово средь земных тревог И в Евангелии от Иоанна Сказано, что Слово — это Бог.
Мы ему поставили пределом Скудные пределы естества, И, как пчелы в улье опустелом, Дурно пахнут мертвые слова.
Я задумался: какие же слова названы здесь «мертвыми»? Найти ответ мне помогла моя учительница. Один мудрец оставил такие рассуждения: «Слово благоразумное, смысленное и направленное к полезному в собственном смысле называется словом, а произносимое неисполнимыми пожеланиями ради неосуществимого удовольствия, есть не слово, но... пустословие, бессмыслица, вздор и что-либо другое подобного сему значения». В высказывании видного лирературного критика девятнадцатого века В.Г.Белинского слышится мне как бы дополнение к вышеприведенной мысли: «Охота пестрить речь иностранными словами без нужды, без достаточного основания противна здравому смыслу и здравому вкусу». «Слово – дело великое, - говорит Л.Н.Толстой. - Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей». Недаром гласит народная мудрость: «Человеческое слово стрелы острей». Мне приходилось от грубого, жестокого слова испытывать боль, которая не утихает, поэтому я призываю всех людей: давайте не сеять зло словами злыми, глупыми или, как такие называет поэт Гумилев, «мертвыми, дурно пахнущими». Если вернуться к цитате Шолохова, то сам собою напрашивается вывод о том, что, как и любое сокровище, мы должны беречь свою речь от засорения. Ещё в девятнадцатом веке Н.С. Лесков возмущался: « Новые слова иностранного происхождения вводятся в русскую печать беспрестанно и часто совсем без надобности». А в наше время порча речи стала стихийным бедствием. Говорят: «Хочешь погубить народ, истреби его язык». Но каким оружием следует бороться против истребления как языка, так и народа? Да вот чем, словом! По мысли историка В.О.Ключевского: «Слово – великое оружие жизни». А поэт и словотворец Владимир Маяковский, который не побоялся саму энергию солнца пригласить к себе в гости на чай, сказал, что «слово — полководец человечьей силы». Нашей любовью к языку мы можем и должны поставить защиту, преграду для разрушительных явлений, в том числе и для сквернословия. Кстати говоря, в Белгородской области, где я живу, за сквернословие полагается юридическая ответственность. Так как по-настоящему полюбить можно только то, что хорошо знаешь, то мы, люди, и должны не только со школы, но с самого рождения обучаться родному языку самым серьезным образом. «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык. Но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова»,- это изречение педагога Ушинского. И как не последовать совету А.Куприна: «Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является непраздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью». Безусловно, огромную роль в развитии нашего родного языка игрют ученые-филологи. Словами: «В России словесные науки не дадут никогда прийти в упадок российскому слову»,- М. В. Ломоносов нас обнадёживает и вселяет уверенность в нетлении русского языка. Всероссийский конкурс сочинений «Без языка и колокол нем». Сочинение Дубянского Антона, 8 "П" класс, отмеченное дипломом 2-й степени. Март 2013 года.
|
Меню сайта
Block titleBlock contentПоиск |