Персональный сайт Елены Алексеевны Куликовой

Пятница, 26.04.2024, 12:53

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход

Дубянский Антон

Без языка и колокол нем


Народ выражает себя всего полнее

в языке своём. Народ и язык, один

без другого, представлен быть не может.

И. И. Срезневский


Берегите чистоту языка как святыню!

Никогда не употребляйте иностранных

слов. Русский язык так богат и гибок,

что нам нечего брать у тех, кто беднее нас.

И. С. Тургенев




Совсем недавно мы писали изложение по тексту Василия Белова «Бобришный угор», в котором автор размышляет над проблемой значения слова и о высоких понятиях. Писатель говорит о том, что нет нужды беспокоиться за наш язык. Хотя, порой, теряют исконное значение слова от частого употребления, но большие понятия снова и снова питают первоначальным смыслом слова, выражающие их. «Да, лопаются, наверное, только ложные святыни, требуя для себя всё новых переименований», - говорит В. Белов. Мысли о нетленности языка мы находим у многих великих людей, начиная от М.Ломоносова («Языка нашего небесна красота Не будет никогда попранна от скота») и кончая Ахматовскими строчками, где Анна Андреевна говорит о том, что на земле всего «долговечней царственное слово» в то время, как «к смерти все готово»: и золото, и сталь, и мрамор.

Продолжая рассуждение о вечных понятиях, общечеловеческих ценностях и слове, писатель Белов сетует на то, что беден оказывается язык, когда пытаешься говорить о сокровенном, о том что свято для тебя, «для измерения чего нет единиц».

Вот и поэт Ф.Тютчев о том же:

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймёт ли он, чем ты живёшь?

Мысль изреченная есть ложь.

Я тоже иногда испытываю такие чувства, для передачи которых не хватает слов. И это при том, что русский язык считается самым красивый и богатым в мире. Об этом говорят, например, такие известные люди, как Анна Ахматова, Иван Бунин, Михаил Ломоносов, Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Иван Тургенев и многие другие. Г. Р. Державин сказал о ценности русского языка так: «Славяно-российский язык, по свидетельству самих иностранных эстетиков, не уступает ни в мужестве латинскому, ни в плавности греческому, превосходя все европейские: итальянский, французский и испанский, кольми паче немецкий». А вот нобелевский лауреат М.Шолохов прибавляет: «Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта».

Так почему же выдающийся мастер слова И.Бунин в стихотворении «Слово» призывает «в дни злобы и страданья» беречь «речь», называя ее при этом «даром бессмертным», единственным «достоянием»? Может быть, ответ в одноименном стихотворении Николая Гумилева?

Но забыли мы, что осиянно

Только слово средь земных тревог

И в Евангелии от Иоанна

Сказано, что Слово — это Бог.


Мы ему поставили пределом

Скудные пределы естества,

И, как пчелы в улье опустелом,

Дурно пахнут мертвые слова.

Я задумался: какие же слова названы здесь «мертвыми»? Найти ответ мне помогла моя учительница. Один мудрец оставил такие рассуждения: «Слово благоразумное, смысленное и направленное к полезному в собственном смысле называется словом, а произносимое неисполнимыми пожеланиями ради неосуществимого удовольствия, есть не слово, но... пустословие, бессмыслица, вздор и что-либо другое подобного сему значения». В высказывании видного лирературного критика девятнадцатого века В.Г.Белинского слышится мне как бы дополнение к вышеприведенной мысли: «Охота пестрить речь иностранными словами без нужды, без достаточного основания противна здравому смыслу и здравому вкусу».

«Слово – дело великое, - говорит Л.Н.Толстой. - Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова, которое разъединяет людей». Недаром гласит народная мудрость: «Человеческое слово стрелы острей». Мне приходилось от грубого, жестокого слова испытывать боль, которая не утихает, поэтому я призываю всех людей: давайте не сеять зло словами злыми, глупыми или, как такие называет поэт Гумилев, «мертвыми, дурно пахнущими».

Если вернуться к цитате Шолохова, то сам собою напрашивается вывод о том, что, как и любое сокровище, мы должны беречь свою речь от засорения. Ещё в девятнадцатом веке Н.С. Лесков возмущался: « Новые слова иностранного происхождения вводятся в русскую печать беспрестанно и часто совсем без надобности». А в наше время порча речи стала стихийным бедствием. Говорят: «Хочешь погубить народ, истреби его язык». Но каким оружием следует бороться против истребления как языка, так и народа? Да вот чем, словом! По мысли историка В.О.Ключевского: «Слово – великое оружие жизни». А поэт и словотворец Владимир Маяковский, который не побоялся саму энергию солнца пригласить к себе в гости на чай, сказал, что «слово — полководец человечьей силы». Нашей любовью к языку мы можем и должны поставить защиту, преграду для разрушительных явлений, в том числе и для сквернословия. Кстати говоря, в Белгородской области, где я живу, за сквернословие полагается юридическая ответственность.

Так как по-настоящему полюбить можно только то, что хорошо знаешь, то мы, люди, и должны не только со школы, но с самого рождения обучаться родному языку самым серьезным образом. «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык. Но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова»,- это изречение педагога Ушинского. И как не последовать совету А.Куприна: «Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является непраздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью». Безусловно, огромную роль в развитии нашего родного языка игрют ученые-филологи. Словами: «В России словесные науки не дадут никогда прийти в упадок российскому слову»,- М. В. Ломоносов нас обнадёживает и вселяет уверенность в нетлении русского языка.


Всероссийский конкурс сочинений «Без языка и колокол нем». Сочинение Дубянского Антона, 8 "П" класс, отмеченное дипломом 2-й степени. Март 2013 года.

Меню сайта

Block title

Block content

Поиск