Персональный сайт Елены Алексеевны Куликовой

Четверг, 28.03.2024, 19:56

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках словесности и во внеклассных мероприятиях.

(Доклад на заседании методического объедитения учителей русского языка и литературы)


В постановлениии правительства Белгородской области от 23 октября 2010 г. (N 345-пп Белгород) говорится «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Духовно-нравственное воспитание населения Белгородской области» на 2011 — 2013 годы».

Перечислим основные разделы Постановления, касающиеся проблем преподавания филологических дисциплин в школе:

« В целях дальнейшего совершенствования традиций духовно-нравственного воспитания населения области, решения проблем развития в обществе высокой духовности, формирования и становления высоконравственного, творческого, компетентного гражданина правительство Белгородской области постановляет:


1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Духовно-нравственное воспитание населения Белгородской области" на 2011 - 2013 годы (далее - Программа).


2. Утвердить руководителем Программы Коврижных Ю.В., начальника департамента образования, культуры и молодежной политики области - заместителя председателя правительства области.


3. Возложить на департамент образования, культуры и молодежной политики области (Коврижных Ю.В.) исполнение функций представителя государственного заказчика, обеспечение координации деятельности государственных органов области и взаимодействия с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по реализации программных мероприятий.

    Основные задачи программы:

  • - формирование духовно-нравственных качеств личности, делающих ее способной противостоять негативным факторам современного общества и выстраивать свою жизнь на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей;

  • -развитие в молодежной среде патриотического отношения к малой Родине и Отечеству, гражданского долга и ответственности;

- формирование гражданского и патриотического сознания и самосознания подрастающего поколения, утверждение в молодежной среде духовно-нравственных и гуманистических ценностей, укрепление гражданского мира и согласия, предупреждение возникновения межнациональных и межконфессиональных конфликтов;

- приобщение к ценностям традиционной отечественной культуры;

- формирование единого культурного

пространства области, укрепление нравственных ценностей, сохранение и популяризация культурного наследия народов России, традиционной культуры Белгородской области;

- оказание влияния на гармоничное духовное развитие каждой личности через просветительскую деятельность учреждений культуры;

- противодействие деятельности тоталитарных и деструктивных сект и культов, способствующих разрушению духовного и физического здоровья детей и молодежи, взрослого населения области;

-возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений, формирование ориентации на вступление в брак, возрождение исторических традиций белгородской семьи;

  • совершенствование системы подготовки и повышения квалификации специалистов, занимающихся проблемами духовно-нравственного воспитания населения области.


Содержание проблемы и необходимость ее решения.


Вопрос духовно-нравственного воспитания населения является одной из ключевых проблем, стоящих перед обществом в целом и каждым человеком в отдельности.

В настоящее время, когда в России идет процесс определения ценностных ориентиров, соответствующих современным реалиям, ведущей проблемой для общества становится обретение духовного стержня, общепризнанных, традиционных для России идеалов и ценностей, национальной идеи. Это важно и для страны, и для области, и для общества в целом, и для человека, поскольку помогает ему адаптироваться к изменившимся условиям, осмыслить свое место во вновь возникшей системе общественных координат.

Динамические изменения в экономической и социокультурной ситуации в Белгородской области вызвали серьезные качественные перемены в структуре взаимоотношений различных социальных групп населения, в их ценностных ориентациях.

Реализуемая на территории Белгородской области Программа улучшения качества жизни населения Белгородской области с подпрограммами наметили положительную тенденцию изменения многих сторон жизни белгородцев, в том числе повышения социального благополучия и уровня жизни.

В то же время вызывает озабоченность состояние духовно-нравственного уровня населения, неблагоприятная динамика таких общественных пороков, как насилие, жестокость, разврат, пристрастие к алкоголю и т.п. Определение конкретных целей и задач духовно-нравственного воспитания, моделирование воспитательного пространства области в целях обеспечения самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, взаимодействие семьи, педагогических, трудовых коллективов и общественных организаций составляют основу программных мероприятий.


Разработка и принятие Программы является реализацией концепции программы "Основы духовно-нравственного воспитания населения Белгородской области". Программа ориентирована на повышение общественного статуса духовно-нравственных ценностей, обновление содержания и структуры воспитания на основе отечественных традиций и современного опыта.

Программа определяет цели, задачи и направления совершенствования организации духовно-нравственного воспитания, а также первоочередные меры, связанные с развитием системы духовно-нравственного воспитания населения на основе согласования и своевременной координации организационно-управленческих решений и действий различных ведомств и организаций.



Основные цели и задачи Программы.


Целью программы является создание и развитие в обществе высокой духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах области и Родины.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи.

Стратегические задачи:

- возрождение и формирование у населения православных ценностей;

- формирование бережного отношения к культурному наследию народов России; истории и традициям Белгородского края;

- усвоение моральных и нравственных принципов, выработанных человечеством на протяжении своей истории;

- усвоение и воплощение в жизнь нравственных традиций российского народа и своего этноса;

- сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества; распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня;

- гармоничное духовное развитие каждой личности, привитие ей основополагающих принципов нравственности: доброты, честности, желания заботиться о ближнем, укрепления семейных уз, любви к детям и уважения к старшим;

- утверждение в сознании общества положительного образа многодетной семьи и необходимости защиты священного дара жизни;

    - формирование национального самосознания, ответственного отношения и уважения к русскому языку как к государственному, как к средству межнационального общения, своему родному языку.

  • - Возрождение и формирование у молодежи православных ценностей и традиций

-Патриотизм как основа духовно-нравственной культуры российского гражданина.

-Разработка духовно-нравственного аспекта содержания блока гуманитарных дисциплин

-Участие в региональных творческих конкурсах преподавателей гуманитарных дисциплин «Использование святоотеческого наследия в преподавании»

-Ведение постоянно действующих рубрик «Традиции духовно-нравственного воспитания» на информационных стендах образовательных учреждений всех типов и видов.

-Организация и проведение мероприятий духовно-нравственной тематики в рамках дней литературы и поэзии

-Подготовка и проведение уроков нравственности «Выдающиеся люди земли Белгородской», посвященных 100-летию канонизации святителя Иоасафа- по книге А.И.Хвыли-Олинтера "Духовная безопасность и духовное здоровье человека, семьи, общества"

-Проведение цикла мероприятий «Фронтовые дороги писателей, поэтов, режиссеров»

-Создание экспозиций «Моя родословная»

-Распространение календарно-обрядовых праздников из цикла «Народный календарь», «Вся семья вместе — так и душа на месте» (обряды семейно-бытового цикла)

-Проект «С верой в Отечество».

Научно-практическая конференция «Патриотизм как основа духовно-нравственной культуры российского гражданина».


В соответствии с представленной программой за период 2011 года нами совместно с учениками была проделана работа по следующим направлениям .

В курсе литературы 5-9 классов разработаны уроки в теме о Великой Отечественной войне по произведениям: К.Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», В.Распутин «Уроки французского», А.Платонова «Никита»; в теме семейного воспитания: В. Астафьев «Конь с розовой гривой»; в теме крестьянской доли: Н.Некрасов «Железная дорога»; в теме Родины: А.Блок. Цикл стихов «На поле Куликовом», М.Лермонтов «Родина» и другие; в устном народном творчестве: по былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник»; в древнерусской литературе: по «Повести о Петре и Февронии»; в теме о нравственных устоях исторической Руси: по поэме М.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» и в других темах и произведениях. При разработке и проведении уроков широко используются межпредметные связи. Без обширных экскурсов в историю дети не могут понять многих произведений. Также применяется для достижения понимания материала урока использование в качестве инструмента данных из философии, антропологии, психологии, святоотеческого наследия, искусства, народных традиций. Все это идет в помощь для раскрытия образов, понимания содержания и идеи, для формирования духовно-нравственной, самостоятельной личности, воспитания гражданственности и патриотизма. Одни из главных задач — научить думать, рассуждать, размышлять, поднять самооценку, а через это вызвать интерес к учебной работе. Это успешно получается. Так, например, Ильченко Сергей пропускал уроки, а когда удавалось его разыскать, то занятие заключалось в том, чтобы убедить Сережу попытаться что-то сделать. По пол-урока он тянул: «Не знаю..! Не понимаю..! Не получится..! Не хочу! Не буду!» Приходилось убеждать, что он неверное о себе имеет мнение, а пробелы знаний можно восстановить. Необходимо было создать успех для ученика и так тонко, чтобы он не усомнился, что это именно его успех, что он непосредственно к нему причастен. В настоящее время Сергей сам констатирует об изменениях в себе: «Раньше я спал на уроках, а сейчас встаю рано, умываюсь и жду урок». Теперь он не только активно работает на уроке, но и домашние задания выполняет. Может быть, затравкой было первое сочинение не формально написанное, а коснувшееся души. Это рассказ о воинах семьи, воевавших во время Великой Отечественнной войны. Вторая творческая работа Ильченко С., выполненная по теме: «Заметка в газету», была размещена на сайте БелЦДО и сообщается в ней о деятельности военно-патриотического клуба, членом которого он является. Теперь, когда Сергей стал активно учиться, есть надежда, что осуществится его желание поступить в учебное заведение, где готовят полицейских. Наладить отношения с парнем удалось благодаря откровенным и серьезным беседам при обсуждении патриотических тем и нравственных поступков героев во время изучения Русской литературы.

Похожая ситуация сложилась, когда предстояло написать заметку с Анастасией Ломаченко. Раскрывая потенциал детей, о котором они сами и не догадываются даже, используя то, что может коснуться сердца, что близко, знакомо, понятно, интересно, учитель выводит ученика к намеченной цели и получает сам радость от соработничества. Тяжело писать о литературном герое, а вот пересказать пережитую ситуацию — это совсем другое дело. Надо только настроить ребенка на поиск и отбор темы; пропустив через себя материал, он свою историю, пересказанную вместе с учителем, принимает как акт творчества, возрастая при этом, поднимаясь на новую ступеньку. Предложение разместить заметку на сайте школы Настя отклонила со страхом, но после согласилась, рассказав, что они читали с мамой, смеялись, вспоминая давнюю историю. Не только неуверенность в себе пропала у девочки, но она стала интересоваться, нельзя ли напечатать в областной газете ее заметку. Не сразу сложились подобные доверительные отношения, были колебания и сомнения у мамы Анастасии по поводу обучения дочери в БелЦДО.

Творчество не только окрыляет, но и целит человека. Никто из учителей не видел, каким напуганным, беспомощным, «немым» пришел к нам Дмитрий Башкинцев. С полученным заданием написать о малой родине и о семье, Дмитрий справился настолько блестяще, что рассказ его был опубликован да не в одной, а в двух главных областных газетах. Бабушка рассказывала, Дима слушал и записывал; уважение к роду, память о подвигах и добрых делах дедов и прадедов — основа для формирования личности, багаж к возмужанию . В отдаленный хутор, где Дмитрий живет с бабушкой и дедушкой, учителя приходили весьма редко. Теперь он полноценный ученик, легко и свободно общается, улыбчив.

С большим увлечением оформлял Дубянский Антон свою заметку, используя интернетресурс и компьютерные программы. А Евгений Кужелев, так любящий принимать гостей и самому путешествовать, поведал об экскурсии в Борисовку, проведенной во время осенних каникул. Ученик, имеющий слабоую мотивацию к учебе, не только ознакомился с культурным наследием родного края, но и выразил, передал свои личные впечатления, которые ободряли его еще долго.

Огромная работа была проделана всеми шестиклассниками по созданию презентаций: «Великая Отечественная война в поэзии». Ребята не только ознакомились с большим количеством стихотворений, но подобрали к ним иллюстративный материал, фотографии военного времени, некоторые даже музыку. А Юлия Шкулева создала фильм. Свой труд дети посвящали воинам и всем трудившимся и пережившим страшную войну. Этих детей уже нельзя будет назвать «Иванами не помнящими родства».

Восьмиклассники готовили презентацию по циклу стихов А.Блока «На поле Куликовом». Изучая творчество этого великого Русского поэта, мы не могли не коснуться истории Куликовской битвы, ее героев, подвига Русских воинов и роли преподобного Сергия Радонежского и иноков Андрея Осляби и Александра Пересвета. Оформляя презентацию, Сергей Гамаюнов и Игорь Руденко ознакомились с картами и схемами битвы, со множеством художественных произведений и памятникков в честь знаменательного события Русской истории, с храмовым зодчеством и лучшими образцами иконописи. Через историю и памятники мы постигали философию поэта, пытались соприкоснуться с далеким, но важным для любого Русского человека событием и вместе с Блоком жить радостью и болью Отечества.

На уроках русского языка уделяется внимание изучению этимологии слова, наблюдению за богатством языка, выразительностью речи через работу со словарями, текстами и через знакомство с высказываниями великих людей и ученых на эту тему. Собираем совместно с учениками материалы для словарей, информационный и дидактический материал по данной теме.

Во исполнение Постановления о « Программе «Духовно-нравственное воспитание населения Белгородской области» на 2011 — 2013 годы» могу взять на себя ответственность за оформление и ведение постоянно действующей рубрики «Традиции духовно-нравственного воспитания» и экспозиции «Моя родословная» как на информационном стенде в помещении ЦДО, так и на сайте. Кроме того, вношу предложение ввести вышеназванные рубрики в состав общешкольных мероприятий ЦДО.


Меню сайта

Block title

Block content

Поиск