Персональный сайт Елены Алексеевны Куликовой

Среда, 17.04.2024, 00:24

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход

Международная научно-практическая конференция  
«Современные  образовательные ценности  и  обновление  содержания  образования»

Направление работы конференции
 «Гуманистические   ценности   образования   в   процессе   духовно-нравственного
 воспитания  подростков»

Белгород

28 ноября 2013 год

Статья

Урочная и внеурочная деятельность Центра дистанционного образования детей-инвалидов при ОГАОУ БИЮЛИ в свете решения задач духовно-нравственного воспитания

Е.А.Куликова

Обновление задач развития современного образования предполагает в основу духовно-нравственного воспитания подростков ставить гуманистические ценности на базе использования форм инновационной деятельности с привлечением ИКТ-технологий. В статье описан опыт работы в данном направлении.

Renovation problems of development of modern education requires to put human values as foundation of spiritual and moral education of young people. These values based on the use of innovative forms of promotional activities involving ICT technologies. The article describes the experience of work in this direction.

Вступают в действие образовательные стандарты второго поколения, в содержании которых особая роль отводится духовно-нравственному воспитанию. В Центре дистанционного образования детей-инвалидов при БИЮЛИ вопросам воспитания уделяется значительное внимание. Строится деятельность на основе положений, взятых из документов законодательного перечня.* В базовом документе "Фундаментальное ядро содержания общего образования" в разделе "Система базовых национальных ценностей" дано содержание ключевых воспитательных задач, которое отражает основные направления развития личности: личностную культуру; семейную культуру; социальную культуру. "Эти ценности, являющиеся основой духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности, могут быть определены как базовые национальные ценности, хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях", - говорится в документе.

Перечисленные ценности лежат в основе учебно-воспитательной работы ЦДО. Реализуются поставленные задачи через творчество. Сочинения наших учеников публикуются в областных газетах и на различных сайтах,** что вдохновляет на новое творчество, воспитывает ответственность. Так учебная деятельность стимулируется практической направленностью. На заочный конкурс чтецов “Очей очарованье” (по пейзажной лирике русских поэтов), проводимый в рамках предметной недели, конкурсанты представили пейзажно-музыкальные фильмы с собственной декламацией. Для создания конкурсных работ были использованы различные информационно-компьютерные технологии, которые расшяют творческие возможности.

Традиционно учащиеся нашего центра отдают дань памяти своим ближним и всем воинам-освободителям. Работая над презентациями и фильмами: “Великая Отечественная война в поэзии”, ребята не только ознакомились с большим количеством стихотворений, но подобрали к ним иллюстративный материал, фотографии военного времени, некоторые даже музыку. Свой труд дети посвящали воинам и всем трудившимся и пережившим страшную войну. Этих детей уже нельзя будет назвать “Иванами не помнящими родства”.

Восьмиклассники готовили презентации по циклу стихов А.Блока “На поле Куликовом”. Изучая творчество этого великого русского поэта, мы не могли не коснуться истории Куликовской битвы, ее героев, подвига русских воинов и роли игумена Сергия Радонежского и иноков-воинов Андрея Осляби и Александра Пересвета. Оформляя презентации, учащиеся ознакомились с картами и схемами битвы, со множеством художественных произведений и памятников в честь знаменательного события русской истории, с храмовым зодчеством и лучшими образцами иконописи. Через историю и памятники мы постигали философию поэта, пытались соприкоснуться с далеким, но важным для любого русского человека событием и вместе с Блоком жить радостью и болью Отечества.

В мае, в честь праздника учителей словенских Кирилла и Мефодия, по традиции отдельные страницы уроков посвящаются славянской письменности. Одним из элементов урока является знакомство с церковно-славянской азбукой, рисование и раскрашивание буквицы-заставицы. В 2013 году ко Дню славянской письменности и культуры учителями МО русского языка и литературы были проведены конкурс «Рисунок буквицы «заставной»» и конкурс презентаций "Житие святых Кирилла и Мефодия". В дальнейшем с целью привлечения внимания к родному языку, к славянской культуре и истории планируется ежегодное проведение мероприятия по данной тематике.

Мы, педагоги, стремимся дать ориентиры, образцы для подражания, заложить благодатную почву через внеклассные мероприятия. Понимаем, что стройная система духовно-нравственных ценностей может существовать только в культуре - всё бескорневое в природе — примитивное, а в искусстве и в литературе — пошлое, деградирующее (что и наблюдается в настоящее время в, так называемой, масскультуре) - , поэтому обращаемся в работе к таким элементам, составляющим культуру России, как народные традиции, православная вера, памятуя также об исторических завоеваниях и достижениях. Электронные технологии расширяют возможности обучения, но ничто не может сравниться с живым человеческим общением. Для этого периодически устраиваются внеклассные мероприятия и праздники в стенах лицея, куда из разных уголков области съезжаются ребята со своими родителями и другими родственниками. Первое в 2012-2013 учебном году мероприятие носило название «Моя малая Родина — Белгородчина». В подготовительный период были объявлены и проведены конкурсы, в рамках которых, учащиеся представили на суд свои сочинения, презентации, фотографии. В группе старшеклассников по станциям, представляющим Белгородскую землю в разных областях: география, история, природные и человеческие богатства, святыни, атрибуты государственности — юноши и девушки совершили виртуальное путешествие. Информационно-компьютерные технологии предоставили широкие возможности для создания мультимедийных продуктов в виде викторин, кроссвордов, презентаций. У каждого из присутстствующих была возможность рассказать о себе и высказать свою любовь к тому месту, где живёт.

В былые времена на Руси четырнадцатого декабря начинался учебный год. К этой дате в 2012 году на сайте ЦДО была размещена презентация на тему: "День Наума Грамотника", рассказывающая о том, как учили и как учились в Древней Руси. Возможно, когда-нибудь возродится традиция празднования Древнерусского дня учителя с целью привлечения интереса к учебе. Данное мероприятие предполагает задействование учащихся в проектной и исследовательской деятельности.

Тема последней встречи - «Весна. Я и мир вокруг меня». Викторина, подготовленная ко Дню птиц, вызвала живейший интерес у всех. Кроме познавательности, представленные преподавателями биологии материалы содержали воспитательные моменты. Для многих было новостью узнать о том, что деревянный «птичий домик» – это исконно русское изобретение, созданное для заботы о птицах исключительно по этическим и эстетическим соображениям. В Западной Европе глиняные скворечники вывешивались в угоду гастрономическим предпочтениям горожан - скворцы были любимым лакомством. А еще наши благочестивые предки в день празднования Памяти сорока севастийских мучеников всегда пекли жаворонков, которые подобно мученикам смиренны и покорны воле Божьей. Считается, что момент, когда поющий жаворонок камнем «падает» на землю, передает благоговение птички, склоняющейся перед величием Творца.

Творческая мастерская по стихотворению А.Фета “Учись у них - у дуба, у берёзы...» дала возможность участникам встречи вместе с поэтом понаблюдать за явлениями природы и, сопоставив их с законами духовной жизни человека, приобрести надежду: человек, претерпев испытания, освобождается от пороков, становится более крепким и мудрым; а весна приходит неизменно, как по непреложности смены времен года, так и в иносказательной форме символизирующая возрождение души.

Расширяется круг деятельности ЦДО сотрудничеством с различными культурными и учебными учреждениями. Так, педагоги Белгородской художественной школы провели в Центре дистанционного образования мастер-классы «Кукла-закрутка своими руками».

Из многих форм работы, пожалуй, стоит еще назвать такие, которые проводятся в режиме общения через видеокомнату. Среди них, имевшая важное воспитательное значение, дискуссия об обсценной лексике, цикл музейных уроков, проводимых научными сотрудниками Белгородского государственного историко-краеведческого музея в режиме Open Meetings.

Многие направления учебно-воспитательной деятельности носят сквозной характер. Например, с темой Родины, патриотизма, любви к родному краю учащиеся начинали знакомство через литературные произведения. Результатом явились их творческие и исследовательские работы, которые по мере совершенствования, углубления и расширения материала, проходили этапы конкурсов от разряда ОУ до Всероссийского под названием “Малая Родина – центр Вселенной”. Последний дал возможность общения со сверстниками со всей необъятной территории России, дал возможность познакомиться с интереснейшими работами, отражающими культурные, географические, исторические, этнографические (всего не перечислишь) богатства, показал, огромный потенциал нашей молодежи. Материалы о Белогорье были рамещены в блогах и на Google-карте.***

Еще не все из намеченного осуществлено. Делу нравстсвенного и физического здоровьесбережения могут способствовать, например, следующие виды деятельности: совместное застольное пение; заочные песенные конкурсы в видеозаписи; конкурсы и задания, погружающие детей в мир сказки, чуда, волшебства, мифа, словом, ирреального мира, имеющие целью вывести ребят из состояния рационализма и прагматизма; конкурс национального народного костюма и поделок; конкурсы традиционных национальных и сакральных блюд, приготовленных вместе с родными в кругу семьи.

С целью оздоровления и достижения эмоционального равновесия детей учебно-воспитательная деятельность строится на основе новейших научных изысканий в области педагогики, физиологии, психологии (например, открытия д.б.н., к.м.н. В. Б. Слезина) и опыта видных педагогов-практиков (С.А.Рачинского, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Н. Ф. Талызина). ****

__________________________________________________________________

* 1) Фундаментальное ядро содержания общего образования: Стандарты второго поколения/ Под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова - Российская академия наук: Российская академия образования – изд. 4-е , доп. - М.: "Просвещение", 2011. (http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985)

2) Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ А. М. Кондаков, В. А. Тишков – М.: «Просвещение», 2009 (http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985)

3) Долгосрочная целевая программа "Духовно-нравственное воспитание населения Белгородской области" на 2011 - 2013 годы. (http://www.beluno.ru/documentation/program.html)

** 1) http://belcdo.bel-licei-inter.ru/

2) http://kulikovaea.ucoz.ru/

*** 1) http://chtenie-21.ru/moikrai/participants/512

 **** 1) Слезин, В. Б. Здоровье человека и общества с нейрофизиологических позиций/ В.Б.Слезин. - С-Пб.: Журнал «МОСТ», № 57, апрель 2004 г. 2)Седова, Л. Н. Теория и методика воспитания: Конспект лекций/ Н. П. Толстолуцких. -http://www.e-reading.biz/chapter.php/99153/2/Sedova%2C_Tolstoluckih_-_Teoriya_i_metodika_vospitaniya__konspekt_lekciii.html

3)Рачинский, С. А. "Из доброго сокровища сердца своего...": Статьи и письма/ С. А. Рачинский; составитель И.В. Ушакова. - Нижний Новгород: изд-ство "Родное пепелище", 2013.

Презентация к выступлению на Конференции:

См. по ссылке:  http://kulikovaea.ucoz.ru/index/moskva_2014/0-139

Скачать:   http://dfiles.ru/files/vlye7xojr?redirect

 

 

Меню сайта

Block title

Block content

Поиск