Персональный сайт Елены Алексеевны Куликовой

Среда, 24.04.2024, 09:57

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход

Русский язык, 10 класс (Конспект урока)


Тема: «Выразительные средства русской фонетики».


I) Приветствие

II) Повторение, проверка знаний


    1) Какие разделы о языке Вы знаете?

    - Фонетика (графика, орфоэпия), Орфография, Лексика и фразеология, Словообразование , Морфология, Синтаксис, Пунктуация, Стилистика, Культура речи

Отправить http://www.tutoronline.ru/blog/razdely-nauki-o-jazyke-i-izuchaemye-v-nih-ponjatija.aspx

2)Что изучает Фонетика? (Графика, Орфоэ́пия? )

  • Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи. Изучаемые понятия: звуки, чередование звуков, сильная и слабая позиция звуков, ударение, интонация, слог, слогораздел.

  • Графика – совокупность знаков, используемых в данной системе письма вместе с правилами, устанавливающими соответствие между знаками (графемами) и звуками (фонемами). Отправить http://russkiyyazik.ru/208/_

    Идеальной Г., в к-рой каждая буква соответствовала бы отдельному звуку (фонеме), а каждый звук (фонема) выражался бы одним буквенным знаком, не существует. Совр. русск. Г. в это.м отношении одна из самых совершенных, т. к. большинство букв рус. алфавита однозначны.(приближенное соотношение букв и звуков)

  • Орфоэ́пия (от др.-греч. ὀρθός — «правильный» и греч. ἔπος — «речь»)— наука (раздел фонетики), занимающаяся нормами произношения, их обоснованием и установлением.

3) Каким образом фонетика связана с орфоэпией и графикой?

  • Графика регулирует изображение, написавние звуков(фонем), а орфоэпия — их произношение или произнесение.


III) Новый материал

Выразительные средства русской фонетики (урок 9)


1. Проблема

1) Прочитайте отрывок из поэмы.

Мазурка раздалась. Бывало
Когда гремел мазурки гром
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы:
Теперь не то, и мы, как дамы
Скользим по лаковым доскам. .

(А.Пушкин «Евгений Онегин»)


    2) Можете определить границу, разделяющую отрывок на две части? Какими словами проведено разделение? (Тепеть не то...)

    3) Пушкин говорит о том, что мужчины сильно изменились в сравнении с былыми временами, стали более похожи на дам.

- В чем это выражается? (были более воинственны, суровы, поэтому их чувства в танце выражались шумно, громко, с топаньем, а теперь движения плавные)


4) Какими средствами достигается передача мысли? ( учтите при ответе тему урока )

- Какие звуки повторяются и преобладают в глаголах в первой и второй части? (звонкие твердые, сонорные даже шипящий [рррр] - рычащий / мягкие [л, з,з,з,] - звенящий, жужжащий)



2. Лекция, урок 9 (эл. учебник) Прочитайте тему урока, пожалуйста.

5) Как думаете, о какой стороне фонетики пойдет речь? выразительности)

5) Где и кому особенно нужна выразительность речи?

    (Особенно нужна выразительность речи в литературном творчестве)

с.1 Читать

    с.2 Для более полной, точной, яркой и образной передачи своих мыслей, чувств и оценок автор текста может использовать различные средства языковой выразительности.
    Языковая выразительность — это свойство сказанного или написанного своей словесной формой привлекать особое внимание читателя или слушателя, производить на него сильное впечатление. В основе языковой выразительности всегда лежит новизна, своеобразие, некоторая необычность, отступление от привычного и обыкновенного.
    Средства языковой выразительности многообразны. Особое место среди них занимают так называемые средства художественной изобразительности, основанные на использовании специальных приемов и способов сочетания звуков, слов, словосочетаний, предложений.

    6) Какие понятия обсуждаются в статье?

    (Для достижения языковой выразительности используются, например, такие средства, как эпитет, метафора, олицетворение, в основе которых лежит содержание, значение слова; а в художественной изобразительности в качестве главного выспупает форма; из глины можно вылепить кувшин, кистью или карандашом написать картину или букву, а звуком тоже можно изобразить картину)

    с.3 Читать

    Дополнительный вопрос (Следовательно, можно использовать языковые фонетические особенности с целью воздействия на слушателя, достижения какого-либо результата. Где можно использовать? ….....)

    (в колыбельной не должно быть «рычащих» звуков.)

    с.4 Основным выразительным средством фонетики является звукопись художественный прием, связанный с созданием звуковых образов и основанный на использовании звуковых повторов (повторов звуков или их сочетаний), которые могут имитировать в тексте звуки реального мира (свист ветра, шум дождя, щебет птиц и т. п.), а также вызывать ассоциации с какими-либо чувствами и мыслями.
    Использование звуковых повторов с целью подражания с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы называется звукоподражанием.

    7) Понятно значение слов звукопись и звукоподражание? Какие корни этих сложных слова помогают понять? (писать звуком, подражание звукам)

    8) Понятно значение слова ассоциация?

    Словарь:

    Ассоциация - книжн.
    Связь между отдельными психическими актами (представлениями, мыслями, чувствами),
    при которой один вызывает другой. А. по сходству, по смежности. А. между звучанием и значением слова. Прошлое вызывает самые неожиданные ассоциации с настоящим. Запоминать английские имена по ассоциации с русскими
    (по ассоциативной связи). < Ассоциационный, -ая, -ое.

    с. 5 Способность звуков языка вызывать не только слуховые, но и зрительные, осязательные, обонятельные и вкусовые представления, а также различные чувства и эмоции называется звуковым символизмом.
    Существует два основных вида звукописи: ассонанс и аллитерация.
    Ассонанс — это прием усиления выразительности текста, основанный на одинаковых или похожих гласных звуков.

    (Ответ на задание -мне показалось, что таинственность создается зажатыми протяжными гласными [э] у Блока)

  • с.6 Аллитерация — это прием усиления выразительности текста, основанный на повторении одинаковых или похожих согласных звуков.

    ( Ответ на задание. 8) Почему Есенин использует эпитет «серебряный ветер» (не только звукопись)? - звук фольги)

IV) Проверка усвоения

  • Какую роль играет звукопись как средство художественной изобразительности? Где применяется?

    (Используется для более полной, точной, яркой и образной передачи мыслей, чувств и оценок. Применяется в литературе, чтобы привлекать особое внимание читателя или слушателя, производить на него сильное впечатление.

  • Что такое ассонанс и аллитерация?

    (повторение гласных звуков/ повторение согласных звуков с целью усиления языковой выразительности)

V) Закрепление

  • с.7 Звукопись придает речи особую наглядность и изобразительность, способствует более яркой и образной передаче чувств и настроений автора или лирического героя.

  • Ассонанс и аллитерация как разновидности звукописи относятся к средствам художественной выразительности и используются в художественных и художественно-публицистических текстах.

VI) Рефлексия

  • В жизни Вам могут пригодиться полученные сведения?


VII) Оценка работы

  1. Д/з: 1)Вспомним пунктуацию ; 2) упр. 11; 3) упр.12. (по скайпу или в эл. журнал)


Меню сайта

Block title

Block content

Поиск