Среда, 24.04.2024, 09:57
Русский язык, 10 класс (Конспект урока)
Тема: «Выразительные средства русской фонетики».
I) Приветствие
II) Повторение, проверка знаний
1) Какие разделы о языке Вы знаете? - Фонетика (графика, орфоэпия), Орфография, Лексика и фразеология, Словообразование , Морфология, Синтаксис, Пунктуация, Стилистика, Культура речи
Отправить http://www.tutoronline.ru/blog/razdely-nauki-o-jazyke-i-izuchaemye-v-nih-ponjatija.aspx
2)Что изучает Фонетика? (Графика, Орфоэ́пия? )
3) Каким образом фонетика связана с орфоэпией и графикой?
III) Новый материал
Выразительные средства русской фонетики (урок 9)
1. Проблема 1) Прочитайте отрывок из поэмы. Мазурка
раздалась. Бывало (А.Пушкин «Евгений Онегин»)
2) Можете определить границу, разделяющую отрывок на две части? Какими словами проведено разделение? (Тепеть не то...) 3) Пушкин говорит о том, что мужчины сильно изменились в сравнении с былыми временами, стали более похожи на дам. - В чем это выражается? (были более воинственны, суровы, поэтому их чувства в танце выражались шумно, громко, с топаньем, а теперь движения плавные)
4) Какими средствами достигается передача мысли? ( учтите при ответе тему урока ) - Какие звуки повторяются и преобладают в глаголах в первой и второй части? (звонкие твердые, сонорные даже шипящий [рррр] - рычащий / мягкие [л, з,з,з,] - звенящий, жужжащий)
2. Лекция, урок 9 (эл. учебник) Прочитайте тему урока, пожалуйста. 5) Как думаете, о какой стороне фонетики пойдет речь? (о выразительности) 5) Где и кому особенно нужна выразительность речи? (Особенно нужна выразительность речи в литературном творчестве) с.1 Читать
с.2 Для
более полной, точной, яркой и образной
передачи своих мыслей, чувств и оценок
автор текста может использовать
различные средства языковой
выразительности. 6) Какие понятия обсуждаются в статье? (Для достижения языковой выразительности используются, например, такие средства, как эпитет, метафора, олицетворение, в основе которых лежит содержание, значение слова; а в художественной изобразительности в качестве главного выспупает форма; из глины можно вылепить кувшин, кистью или карандашом написать картину или букву, а звуком тоже можно изобразить картину)
с.3 Читать Дополнительный вопрос (Следовательно, можно использовать языковые фонетические особенности с целью воздействия на слушателя, достижения какого-либо результата. Где можно использовать? ….....) (в колыбельной не должно быть «рычащих» звуков.) с.4
Основным выразительным средством
фонетики является звукопись
— художественный прием,
связанный с созданием звуковых
образов и основанный
на использовании звуковых
повторов (повторов звуков или их
сочетаний), которые могут имитировать
в тексте звуки реального
мира (свист ветра, шум дождя, щебет птиц
и т. п.), а также вызывать
ассоциации с какими-либо чувствами
и мыслями. 7) Понятно значение слов звукопись и звукоподражание? Какие корни этих сложных слова помогают понять? (писать звуком, подражание звукам) 8) Понятно значение слова ассоциация? Словарь: Ассоциация
- книжн. с. 5
Способность звуков языка
вызывать не только слуховые, но и
зрительные, осязательные, обонятельные
и вкусовые представления, а также
различные чувства и эмоции называется
звуковым
символизмом. (Ответ на задание -мне показалось, что таинственность создается зажатыми протяжными гласными [э] у Блока) IV) Проверка усвоения
(повторение гласных звуков/ повторение согласных звуков с целью усиления языковой выразительности) V) Закрепление
VI) Рефлексия
VII) Оценка работы
|
Меню сайта
Block titleBlock contentПоиск |