Русский язык, 10 класс (Конспект урока)
Тема: «Выразительные средства русской фонетики».
I) Приветствие
II) Повторение, проверка знаний
1) Какие разделы о языке Вы знаете?
- Фонетика (графика, орфоэпия), Орфография, Лексика и фразеология, Словообразование , Морфология, Синтаксис, Пунктуация, Стилистика, Культура речи
Отправить http://www.tutoronline.ru/blog/razdely-nauki-o-jazyke-i-izuchaemye-v-nih-ponjatija.aspx
2)Что изучает Фонетика? (Графика, Орфоэ́пия? )
Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи. Изучаемые понятия: звуки, чередование звуков, сильная и слабая позиция звуков, ударение, интонация, слог, слогораздел.
Графика – совокупность знаков, используемых в данной системе письма вместе с правилами, устанавливающими соответствие между знаками (графемами) и звуками (фонемами). Отправить http://russkiyyazik.ru/208/_
Идеальной Г., в к-рой каждая буква соответствовала бы отдельному звуку (фонеме), а каждый звук (фонема) выражался бы одним буквенным знаком, не существует. Совр. русск. Г. в это.м отношении одна из самых совершенных, т. к. большинство букв рус. алфавита однозначны.(приближенное соотношение букв и звуков)
Орфоэ́пия (от др.-греч. ὀρθός — «правильный» и греч. ἔπος — «речь»)— наука (раздел фонетики), занимающаяся нормами произношения, их обоснованием и установлением.
3) Каким образом фонетика связана с орфоэпией и графикой?
Графика регулирует изображение, написавние звуков(фонем), а орфоэпия — их произношение или произнесение.
III) Новый материал
Выразительные средства русской фонетики (урок 9)
1. Проблема
1) Прочитайте отрывок из поэмы.
Мазурка
раздалась. Бывало
Когда гремел мазурки
гром
В огромной зале все дрожало,
Паркет
трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали
рамы:
Теперь не то, и мы, как дамы
Скользим
по лаковым доскам. .
(А.Пушкин «Евгений Онегин»)
2) Можете определить границу, разделяющую отрывок на две части? Какими словами проведено разделение? (Тепеть не то...)
3) Пушкин говорит о том, что мужчины сильно изменились в сравнении с былыми временами, стали более похожи на дам.
- В чем это выражается? (были более воинственны, суровы, поэтому их чувства в танце выражались шумно, громко, с топаньем, а теперь движения плавные)
4) Какими средствами достигается передача мысли? ( учтите при ответе тему урока )
- Какие звуки повторяются и преобладают в глаголах в первой и второй части? (звонкие твердые, сонорные даже шипящий [рррр] - рычащий / мягкие [л, з,з,з,] - звенящий, жужжащий)
2. Лекция, урок 9 (эл. учебник) Прочитайте тему урока, пожалуйста.
5) Как думаете, о какой стороне фонетики пойдет речь? (о выразительности)
5) Где и кому особенно нужна выразительность речи?
(Особенно нужна выразительность речи в литературном творчестве)
с.1 Читать
с.6 Аллитерация — это прием усиления выразительности текста, основанный на повторении одинаковых или похожих согласных звуков.
( Ответ на задание. 8) Почему Есенин использует эпитет «серебряный ветер» (не только звукопись)? - звук фольги)
с.2 Для
более полной, точной, яркой и образной
передачи своих мыслей, чувств и оценок
автор текста может использовать
различные средства языковой
выразительности.
Языковая
выразительность — это свойство
сказанного или написанного своей
словесной формой
привлекать особое внимание читателя
или слушателя, производить на него
сильное впечатление. В основе языковой
выразительности всегда лежит новизна,
своеобразие, некоторая необычность,
отступление от привычного и обыкновенного.
Средства языковой выразительности
многообразны. Особое место среди них
занимают так называемые средства
художественной изобразительности,
основанные на использовании
специальных приемов и способов сочетания
звуков, слов, словосочетаний, предложений.
6) Какие понятия обсуждаются в статье?
(Для достижения языковой выразительности используются, например, такие средства, как эпитет, метафора, олицетворение, в основе которых лежит содержание, значение слова; а в художественной изобразительности в качестве главного выспупает форма; из глины можно вылепить кувшин, кистью или карандашом написать картину или букву, а звуком тоже можно изобразить картину)
с.3 Читать
Дополнительный вопрос (Следовательно, можно использовать языковые фонетические особенности с целью воздействия на слушателя, достижения какого-либо результата. Где можно использовать? ….....)
(в колыбельной не должно быть «рычащих» звуков.)
с.4
Основным выразительным средством
фонетики является звукопись
— художественный прием,
связанный с созданием звуковых
образов и основанный
на использовании звуковых
повторов (повторов звуков или их
сочетаний), которые могут имитировать
в тексте звуки реального
мира (свист ветра, шум дождя, щебет птиц
и т. п.), а также вызывать
ассоциации с какими-либо чувствами
и мыслями.
Использование звуковых
повторов с целью подражания с помощью
звуков языка звукам живой и неживой
природы называется звукоподражанием.
7) Понятно значение слов звукопись и звукоподражание? Какие корни этих сложных слова помогают понять? (писать звуком, подражание звукам)
8) Понятно значение слова ассоциация?
Словарь:
Ассоциация
- книжн.
Связь
между отдельными психическими актами
(представлениями, мыслями, чувствами),
при
которой один вызывает другой. А. по
сходству, по
смежности. А. между звучанием
и значением слова. Прошлое вызывает
самые неожиданные ассоциации с настоящим.
Запоминать английские имена по
ассоциации с русскими
(по ассоциативной
связи). < Ассоциационный, -ая, -ое.
с. 5
Способность звуков языка
вызывать не только слуховые, но и
зрительные, осязательные, обонятельные
и вкусовые представления, а также
различные чувства и эмоции называется
звуковым
символизмом.
Существует
два основных вида звукописи: ассонанс
и аллитерация.
Ассонанс —
это прием усиления выразительности
текста, основанный на
одинаковых или похожих гласных
звуков.
(Ответ на задание -мне показалось, что таинственность создается зажатыми протяжными гласными [э] у Блока)
IV) Проверка усвоения
Какую роль играет звукопись как средство художественной изобразительности? Где применяется?
(Используется для более полной, точной, яркой и образной передачи мыслей, чувств и оценок. Применяется в литературе, чтобы привлекать особое внимание читателя или слушателя, производить на него сильное впечатление.
Что такое ассонанс и аллитерация?
(повторение гласных звуков/ повторение согласных звуков с целью усиления языковой выразительности)
V) Закрепление
с.7 Звукопись придает речи особую наглядность и изобразительность, способствует более яркой и образной передаче чувств и настроений автора или лирического героя.
Ассонанс и аллитерация как разновидности звукописи относятся к средствам художественной выразительности и используются в художественных и художественно-публицистических текстах.
VI) Рефлексия
В жизни Вам могут пригодиться полученные сведения?
VII) Оценка работы