Персональный сайт Елены Алексеевны Куликовой

Четверг, 25.04.2024, 04:25

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход

 Роль бабушек и дедушек в воспитании ребенка в семье

Права бабушек и дедушек на общение с внуками

http://letidor.ru/article/prava_babushek_i_dedushek_na_o_33107/

 

Полюбина Лилия Ивановна

Роль бабушек и дедушек в воспитании ребенка в семье

Семья -это не только родители и дети. Большую или меньшую роль в ней часто играют бабушки и дедушки, а иногда и другие родственники. Независимо от того, живут они вместе с семьей или нет, их влияние на детей нельзя упускать из виду.

Прежде всего следует сказать о помощи, которую оказывают сегодня бабушки и дедушки в уходе за детьми. Они заботятся о них, пока родители на работе, ухаживают за ними во время болезней, сидят с ними, когда родители по вечерам уходят в кино, театр или в гости, тем самым в какой-то мере облегчая родителям их труд, помогая им снять напряжение и перегрузки. Бабушки и дедушки расширяют социальный кругозор ребенка, который благодаря им выходит из тесных семейных рамок и приобретает непосредственный опыт общения со старшими людьми.

Не дерзи, внучонок, деду!

Дед не мамка – выпорет.

Я пока веду беседу,

И смотрю, что вырастет.

Если в угол не желаешь,

Можно в ссылку – под кровать.

Если слов не понимаешь,

Буду меры принимать.

Где там с якорем на пряжке

Мой заветный ремешок?

Что? Расскажешь всё папашке?

Да ты ябеда, дружок.

Я отца бывало шлёпал,

И тебя отшлёпаю.

Ишь ты, ножками затопал.

Я тебе потопаю.

Что? Всё сразу понял?

Всё теперь получится?

То-то. Дед, он, как икона.

Деда надо слушаться.

 

Исторический экскурс

  1. Бабушки и дедушки в традиционной русской православной семье

В самом звучании слова "бабушка" есть что-то уютное, доброе, родное. Может, оттого и производные от него такие же: бабуля, бабуся, бабулечка, бабусенька. Настоящая бабушка обычно представляется седовласой женщиной в цветастом платочке и ситцевом платье с передником. Несмотря на возраст, она молода душой и полна сил, охотно нянчит внуков, рассказывает им сказки на ночь, печет самые вкусные пироги на свете и вяжет носочки. Она — сама забота, ласка и безграничная любовь. Таково традиционное понимание смысла слова "бабушка", сложившееся благодаря патриархальному укладу русской жизни, при котором в семьях жило сразу несколько поколений и "старые ходили за малыми".

 

В русском быту бабушка и дедушка занимали положение "старших родителей". В большинстве семей они пользовались уважением, к их мнению прислушивались, считали, что они, несмотря на физическую слабость, являются хорошими помощниками. "Баба, бабушка, золотая сударушка! Бога молишь, хлебцем кормишь, дом бережешь, добро стережешь", - говорит русская пословица.   У русских старики жили обычно в семье младшего сына, помогая по мере сил по хозяйству, и присматривая за детьми. Бабушка начинала заботиться о ребенке сразу же после его рождения, особенно если в семье имелось много детей, а мать постоянно была занята работой. Она нянчила младенца: пеленала его, укачивала, пела колыбельные песни, играла, напевая потягушки, пестушки, учила ходить, говорить. Бабушка присматривала за подросшими внуками, следила, чтобы они были накормлены, одеты, здоровы, не убегали далеко от дома, рассказывала им сказки, обучала девочек прясть, вышивать, вязать, играть в куклы. Дед маленькими детьми занимался редко. Обычно его роль заключалась в изготовлении игрушек: лошадок, тележек, топориков, кукольной посуды.

По мере взросления детей на бабушку и дедушку возлагалась обязанность приобщения их к духовному миру взрослых. Старики в традиционном обществе были главными хранителями информации о прошлом, носителями знаний и опыта. Считалось, что они обладают мудростью, прозорливостью, чувством справедливости и способностью направить развитие детей в нужном семье и обществу направлении. Бабушки и дедушки передавали внукам свои знания прошлого, мифы, предания, легенды, сказки, созданные многими поколениями предков.

Бабушки и дедушки были первыми людьми, которые учили детей молитвам, ходили с ними по воскресениям и праздникам в церковь, читали им, если были грамотны, евангелие, жития святых, рассказывали о чудесах, которые совершали святые угодники, обучали духовным стихам, церковному пению, чтению по псалтири. Одновременно с этим шла передача и древних верований, истоки которых были еще в языческой Руси. Они пересказывали своим внукам мифы о сотворении мира и человека, о матери-сырой земле, непобедимом солнце, звездах и месяце, о нечистой -неведомой силе, готовой испортить человеку жизнь. Бабушки и дедушки обучали внуков разным магическим приемам, позволяющим защититься от лешего в лесу, водяного в озере, от дьявола, бесов и колдунов.  Отношения бабушек-дедушек с маленькими и большими внуками были близкими и теплыми. В то время как родители проявляли к детям строгость, старались им "не давать много воли", наказывали детей за провинности, бабушки-дедушки обычно были ласковы и заботливы по отношению к внукам, закрывали глаза на их шалости и проказы, прощали мелкие проступки, утешали в горестях. В дальнейшем даже взрослые внуки видели в бабушке или дедушке поверенных своих тайн и утешителей.

2. Бабушки и дедушки в современной семье

Семья -это не только родители и дети. Большую или меньшую роль в ней часто играют бабушки и дедушки, а иногда и другие родственники. Независимо от того, живут они вместе с семьей или нет, их влияние на детей нельзя упускать из виду.

Прежде всего следует сказать о помощи, которую оказывают сегодня бабушки и дедушки в уходе за детьми. Они заботятся о них, пока родители на работе, ухаживают за ними во время болезней, сидят с ними, когда родители по вечерам уходят в кино, театр или в гости, тем самым в какой-то мере облегчая родителям их труд, помогая им снять напряжение и перегрузки. Бабушки и дедушки расширяют социальный кругозор ребенка, который благодаря им выходит из тесных семейных рамок и приобретает непосредственный опыт общения со старшими людьми.

Дедушки и бабушки всегда отличались способностью дать детям какую-то долю своего эмоционального богатства, чего не успевают иногда сделать родители ребенка или из-за недостатка времени, или из-за своей незрелости. Говорят, что между старыми людьми и детьми существует какая-то "мистическая связь": сказка, которую рассказывает дедушка, намного интереснее, чем та же самая, рассказанная отцом. Дедушка и бабушка занимают в жизни ребенка и потому такое важное место, что они ничего не требуют от него, не наказывают его и не бранят, но постоянно делятся с ним своим душевным богатством. Следовательно, роль их в воспитании малыша бесспорно важна и довольно значительна. Однако не всегда она положительна.

Нередко многие бабушки и дедушки портят детей излишней снисходительностью, чрезмерным вниманием, тем, что исполняют каждое желание ребенка, задаривают его подарками и чуть ли не покупают его любовь, перетягивая на свою сторону. В отношениях бабушек и дедушек со своими внуками есть и другие "подводные рифы". Дело в том, что они подрывают авторитет родителей, когда разрешают ребенку делать то, что они запретили. Случается, что бабушки берут на себя роль матери, заслоняя собой настоящую мать ребенка. Иногда бабушки и дедушки требуют, чтобы все с ними делились, хотят быть в курсе всех семейных дел, все решать сами, во все вмешиваются и т.п. Главная трудность здесь в том, что они оказывают иногда решающее воздействие на ребенка, однако ответственности за него уже не несут, и когда в воспитании что-то идет не так, они обвиняют в этом родителей.

Личные отношения прародителей (бабушек/дедушек) и их детей и внуков. Воздействие бабушек и дедушек на младших членов семьи, их вклад в воспитательный потенциал семьи трудно оценить однозначно. Сложные и противоречивые отношения связывают подчас родителей и их взрослых детей и внуков. Психологический климат в семье и характер влияния на ребенка зависят от качества этих взаимоотношений. Так, например, одностороннее доминирование в семье матери, а тем более бабушки по материнской линии выступает как фактор, увеличивающий вероятность невротических нарушений у детей.

Приобретение новой внутрисемейной роли (роли бабушки или дедушки) сопровождается существенной перестройкой сложившейся иерархии отношений, поиском гармонии возникшей социальной роли и уже имеющихся ролей (у женщин - роли жены, мамы, свекрови или тещи), которые часто противоречат друг другу: Освоение прародительского статуса требует выработки новой внутренней личностной позиции.

Оптимальная готовность бабушек и дедушек состоит в осознании своей собственной особой роли. Прародители понимают ценность внуков, появление которых означает новый этап их жизненного пути, повышает общественный престиж, удлиняет жизненную перспективу, создает новые источники удовлетворенности жизнью. Наряду с оказанием некоторой помощи - бытовой, материальной, бабушки и дедушки выступают в роли связующего звена между прошлым и настоящим семьи, передают традиции и проверенные ценности, окружают внуков поистине безусловной любовью. Незрелость, неготовность прародителей выражается в ром, что они вообще отказываются от новой позиции, защищаются против нее ("ребенок ваш", "нам тоже никто не помогал") либо, напротив, "с восторгом и усердием" захватывают, узурпируют родительскую роль, лишая ее молодых родителей.

А. С. Спиваковская приводит примеры двух типов бабушек, не нашедших удачного сочетания ролей: "бабушка-жертва" и "бабушка-соперница".

"Бабушка-жертва" воспринимает роль бабушки как центральную для себя, взваливает на свои плечи груз хозяйственно-бытовых и воспитательных забот, отказавшись от профессиональной деятельности, ощутимо ограничив дружеские контакты и досуг. Сделав заботы о семье, детях и внуках смыслом своего существования, пожертвовав другими сторонами личной жизни, эта женщина периодически испытывает противоречивые чувства, включающие недовольство близкими, обиду за недостаточную благодарность с их стороны, тоску и раздражение. Характерная позиция внуков такой бабушки - любовь к ней и вместе с тем зависимость, привычка к опеке и контролю, трудности самоконтроля и общения с другими детьми.

"Бабушка-соперница", на первый взгляд, более рационально совмещает свои разноплановые обязанности, продолжает работать, посвящая внукам выходные и отпуска. Неосознанная тенденция ее прародительства состоит в соперничестве с дочерью или невесткой в том, чтобы быть лучшей, более успешной "матерью" внуку. В этом случае идет поиск ошибок и промахов родителей ребенка, а все успехи в воспитании приписываются ею себе, хотя иногда и возникает чувство вины и раскаяния за непримиримость по отношению к собственным взрослым детям. Внуки улавливают конфликтность взаимоотношений взрослых членов семьи и либо винят себя за это, остро ощущая свою неполноценность, либо прагматически используют противоречия позиций взрослых.

На основании мнений самих бабушек и дедушек ею сформулированы четыре функции прародителей в семье, имеющие характер общей важной идеи для самого прародителя и/или других членов семьи.

1. Присутствие - как символ стабильности, как интегрирующий центр, как сдерживающий фактор при угрозе распада семьи.

2. Семейная "национальная гвардия" - призваны быть рядом в трудный момент, оказать поддержку в кризисной ситуации.

3. Арбитры - согласование семейных ценностей, разрешение внутрисемейных конфликтов.

4. Сохранение семейной истории - ощущение преемственности и единства семьи.

Многие психологи и специалисты по вопросам семьи с сожалением констатируют, что "институт бабушек" вообще может прекратить свое существование. На протяжении долгих лет менялся образ жизни, практически исчезли многодетные семьи с традиционными устоями: многие советские женщины вынуждены были оставлять своих грудных детей на воспитание яслям и детским садам. А значит, связь между поколениями прервалась. Как показывает статистика, современные бабушки в большинстве своем являются матерями двух детей и бабушками одного внука, тогда как у их бабушек в свое время было более трех детей и в среднем семь-восемь внуков.

Меняется и модель семьи. Это раньше в семье было "семеро по лавкам". Теперь среднестатистическая семья — это "мама, папа и ребенок", а семейные кланы с разветвленной сетью бабушек-дедушек, связанных прочными духовными и эмоциональными узами, уходят в прошлое. Вязаные носочки можно купить в магазине, пироги — в кулинарии, а сказку расскажет няня, которая может сделать это даже на нескольких языках.

Вот только, по мнению психологов, в деле воспитания и становления личности одна бабушка может сыграть роль более ценную, чем десяток самых образованных нянь, гувернанток и воспитателей в детском саду. Дело в том, что связь, испокон веков существующая между внуками и бабушками, жизненно необходима, и это — взаимный процесс. Кроме того, внимательные и заботливые бабушки делают одно очень важное дело: они передают дальше накопленный опыт. Общаясь с ними, дети узнают, что у их родителей тоже есть свои мамы и папы,— так устанавливаются родовые отношения, преемственность поколений, определяется старшинство.

Почти все бабушки за редким исключением — прекрасные рассказчицы. Они погружаются в свое прошлое, и семейные предания становятся частью воспоминаний самого ребенка. Ведь он не знает, какими были его родители в детстве, но при помощи рассказов бабушки легко может себе это представить. Дети очень любят копаться в бабушкиных вещах, рассматривать старые фотографии. Так они учатся чувствовать себя частью большой семьи, а вместе с тем и большого мира.

Бабушки просто необходимы, тем более, если у них есть желание и возможность помочь своим детям в воспитании внуков. И будет большой ошибкой разрушить эту вековую связь.

Бабушкам:

Правило N1

Постарайтесь не слишком часто говорить детям, что они все делают не так (даже если вам действительно так кажется). Постарайтесь понять, чего они, в сущности, хотят, и помочь им реализовать именно ту воспитательную стратегию, к реализации которой они стремятся. Ведь они, несомненно, желают своим детям (а вашим внукам) добра. А вам, несомненно, хотелось бы видеть своих детей самостоятельными и независимыми.

Правило N2

Почаще рассказывайте им (родителям) об их ребенке. У них нет вашего опыта и вашей наблюдательности. Ни в чем никого не обвиняйте. Просто говорите им о вновь возникающих потребностях и проблемах ребенка. А потом постарайтесь организовать обсуждение: как эти проблемы решить и потребности удовлетворить. Помните! Если вы хотите управлять процессом, то ваше управление должно быть совершенно незаметным со стороны.

Правило N3

Никогда не пытайтесь «покупать» любовь и внимание внуков, даже если у вас сейчас есть такая материальная возможность! Не сегодня, так завтра родители вас все равно «переплюнут», а система ценностей следующего поколения вашей семьи будет существенно скособочена. У вас есть то, чего пока нет у родителей, – богатый и разнообразный жизненный опыт. В деле воспитания и привлечения внимания это - совершенно бесценная вещь. Абсолютно все дети любят «истории из жизни». И эти истории вовсе не обязаны быть захватывающе интересными (пример тому - дебильные сериалы, снятые практически в режиме реального времени). Абсолютно все дети любят, когда с ними много и «на полном серьезе» играют. Сказанное выше – всего лишь два примера того, в чем вы «сильнее» родителей. Есть и многое другое.

Правило N4

Желая сделать подарок ребенку, обязательно посоветуйтесь с его родителями. Вы более опытны в человеческих отношениях. Всегда можно повернуть разговор так, что они с вами согласятся. Или в чем-то уступить. Зато впоследствии не будет никаких обид.

Избежать подобных проблем поможет одно простое правило, которое должно соблюдаться как малышом, так и родителями, и дедушкой с бабушкой. Вот это правило: «Ребенок должен вести себя со всеми взрослыми членами семьи так же, как и с родителями. Ребенку нельзя позволять в гостях того, что ему не разрешается дома». Внуки - это их последняя любовь, шанс воплотить невоплощенную ранее мудрость и понимание жизни, которое приходит в конце. Бабушки, дедушки - бесконечный благотворительный фонд, который выдает кредиты, не требуя взамен никаких гарантий, а только немного любви. Им уже нечего терять и поэтому легче быть честными. Они доброжелательно и с любовью говорят то, что думают, - плохое и хорошее, потому что меньше, чем родители, заинтересованы в успехе детей, зато больше заинтересованы в их счастье. Действительно, лично их старость вряд ли существенно изменится от того, сколько будет зарабатывать внук, - скорее всего, в отличие от родителей, они этого просто не увидят, и потому могут позволить себе такую роскошь - разрешить ребенку жить собственную жизнь, а не быть выразителем несбывшихся амбиций старших поколений. Их взгляд не искажен призмой страхов за собственное будущее, у них осталось уже только настоящее, и поэтому им легче верить... Учитесь относиться терпимо к своим близким. Помните, что несмотря ни на что они вас любят и желают вам добра.

ТЕСТ «Ваш тип бабушки»

Выберите из трёх вариантов ответов наиболее вам близкий.

1. Вы идёте с внуком (внучкой) с прогулки, и он увидел в киоске конфету. Ваша реакция:

а) в следующий раз - перед обедом никаких конфет;

б) купите, но дадите после обеда;

в) чем бы дитя ни тешилось:

2. Ваш внук (внучка) разбросал игрушки и уселся смотреть мультфильмы Вы:

а) накажите, лишите мультфильмов, заставите убирать;

б) попросите убрать, затем разрешите смотреть мультфильм;

в) уберёте сами.

3. Ваш внук (внучка) сказал вам очень обидную вещь. Вы:

а) отругаете внука, перестанете с ним разговаривать;

б) объясните ребёнку, почему вам обидно слышать такие слова, попросите больше этого не делать;

в) пропустите мимо ушей (дитя неразумное).

4. Вы затеяли уборку. Чем обычно занимается ваш внук(внучка)?

а) он должен не выходить из своей комнаты;

б) активно помогает (читай: мешает);

в) играет или смотрит мультфильмы.

5. Внук (внучка) не хочет, есть то, что вы приготовили. Ваша реакция:

а) мало ли что не хочет... Пока не съест, не выйдет из-за стола;

б) придумаете компромисс: съешь - получишь;

в) приготовите что-нибудь другое.

6. Вашего внука (внучку) на улице за какую-то провинность отчитал незнакомый человек. Вы:

  а) присоединитесь к критике;

б) заступитесь за ребёнка, поможете ему выйти из этой ситуации;

в) коршуном наброситесь на обидчика.

Если большинство ваших ответов приходится на "а" - вы очень строгая, требовательная бабушка. Ваши внуки побаиваются вас и не смеют вам перечить. Вы рискуете тем, что дети перестанут делиться с вами своими проблемами, замкнутся и с возрастом постараются свести общение с вами на нет.

Если большинство ваших ответов "б" - вы идеальная бабушка, добрая и справедливая. Вашей мудрости можно позавидовать.

Если большинство ответов "в"- вы очень балуете своих внуков и слишком опекаете их. Вы рискуете тем, что они могут сесть вам на шею и выйти из-под контроля. Будьте чуточку построже, иначе вскоре превратитесь в машину по удовлетворению прихотей ребенка.                                                    

Бабушки, бабушки… в печке оладушки…

Блеск ещё юных, но выцветших глаз…

Внучикам - внученькам Анечкам, Славушкам

К Вам бы прижаться, как в детстве, сейчас!

 

Дрогнет слезинка в морщинках по краешку:

- Что ж разбежались в три-девять земель?..

- Самые славные, добрые бабушки!

Где Ваши сказки про хитрых Емель?

 

Помните, бабушки, с внуками рядышком

Вы к изголовью садились в кровать…

Мёдом, малиной, волшебною травушкой

Нас помогали врачам врачевать.

 

Мудрыми сказками ласково-ласково

Верить учили, в порядке вещей,

В то, что жива Василиса Прекрасная,

И что бессилен пред нею Кащей.

 

Бабушки милые, где брали силы Вы,

Штопать носочки и платья кроить?

Нитки клубочками, шовчики строчками...

Как же Вас, бабушки, нам не любить?

 

Катится времечко - белое темечко,

Годы морщинки рисуют у глаз,

Ах, как не хочется зваться по отчеству!

- Милые бабушки! - скажут про нас...

Источник:   http://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/2014/06/10/rol-babushek-i-dedushek-v-vospitanii-rebenka-v-seme

Роль бабушек и дедушек в воспитании внуков. Семейные традиции.

Какова же роль современных бабушек и дедушек в воспитании внуков? На наш взгляд, огромная. Причем абсолютно независимо от того, живут все вместе, одной семьей или порознь. Здесь доминируют совсем другие аспекты. Старшее поколение — носители и хранители семейных ценностей и традиций. Их отношение к ребенку абсолютно иное, нежели у матери и отца. Этому способствует некая психологическая свобода, которой обладает старшее поколение. Ведь они занимались воспитанием своих детей в трудное время, поскольку приходилось разрываться между работой, домом и увлечениями молодости. Не всегда получая помощь от своих родителей, многие из них говорили: «Вот уж своим детям мы поможем с воспитанием их детей!». А опыт выращивания своих собственных детей дает им основание думать, что они лучше знают, как именно надо относиться к маленькому внуку или внучке. Попробуем проследить роль бабушек и дедушек в воспитании внуков. Здесь важен, прежде всего акцент, который возникает в семье, когда в ней рождается третье поколение.

Ученые подметили, что конфликт, возникающий в семьях, где есть старшее поколение, затрагивает не бабушек и внуков. Он локализуется между старыми и молодыми родителями. В основе его лежат разные мотивы. Это может быть несогласие с педагогикой родителей как со стороны старшего поколения, так и со стороны среднего. Это может быть элементарная ревность. Представители поколений соревнуются в любви к ребенку. Часто молодые родители ревнуют своего ребенка к своим родителям. Многие мамы, обсуждая эти взаимоотношения, жалуются, что ребенок, как им кажется, больше любит бабушку. Это выражается в том, что как только она приезжает в гости, внук или внучка не отходят от нее, ластятся к ней, весь день стараются провести с бабушкой или дедушкой, или с ними обоими.

Как нам кажется, эти рассуждения, как и иные, касающиеся сферы воспитания ребенка, необходимо развернуть именно в его сторону. Давайте попробуем понять ребенка. Понять мотивы его поступков, истоки его отношения к миру. Маме в этом случае необходимо проанализировать свое отношение к ребенку. Задать себе главный родительский вопрос: «Все ли она сделала, чтобы ребенку было в доме комфортно?». И речь в данном случае идет не о том, что ребенок одет и накормлен. Главное не в этом. Главное — это понимание ребенка, принятие его тайн и детской озабоченности.

Ребенок на интуитивном уровне понимает, что наличие бабушки в доме предопределяет гармонию отношений членов семьи. Почему приход бабушки вызывает бурные эмоции ребенка? Да потому, что у родителей для него лишь суббота или воскресенье. А бабушке все интересно в своей внучке или внуке. Она в силу мудрости и прожитых лет обладает большим спокойствием и терпением. Это позволяет выслушать ребенка, обсудить с ним его проблемы, обнять, приласкать, накормить вкусным пирожком и отвести, наконец, в зоопарк. Не хочется быть несправедливым по отношению к молодым родителям. Конечно, им опять же в силу отсутствия той же мудрости и терпения, хочется сделать все быстро. Все успеть. Безусловно, они любят своего ребенка, но быстрый темп жизни как скорый поезд проносит их мимо его печалей и забот.

К тому же не следует забывать одной важной вещи. Это для детей — все бабушки и дедушки — родные люди. Для молодой же семьи они приходятся свекром и свекровью или тещей и тестем. А это уже абсолютно иной уровень взаимо­отношений. И человеческие страсти раздирают эти пары на части. Невестки обвиняют свекровей в том, что они настраивают детей против них, подрывают родительский авторитет. Свекрови же обижаются на то, что им не доверяют ребенка, не учитывают их житейский опыт. Зачастую в основе этих конфликтов лежит элементарная ревность. К кому? Да к кому угодно, к сыну, внуку, внучке, дочке, мужу. В таком случае ребенок нередко становится «членом военного союза» то одного семейного клана, то другого.

Известно, что на отношение бабушек и дедушек к своим внукам влияет ментальность того народа, того государства, в котором они выросли и в котором живут. Европейцы и американцы, как правило, стараются не вмешиваться в процесс воспитания, предоставляя эту привилегию и ответственность молодым родителям. Тем более, что молодые уже достаточно длительный срок живут, как правило, вдали от своих родителей, «своим домом». Русская же ментальность абсолютно иная. Нередко у нас бабушка и дедушка поучают и заботятся не только о внуках и внучках, но и о сыновьях и дочках. Хотя по сути им, сорокалетним, наверное, хотелось бы почувствовать свободу. Во многом такое отношение определяет совместное проживание в силу отсутствия средств на отдель­ную квартиру у молодой семьи. Но даже, если бабушка живет отдельно, она частенько старается контролировать действия молодой семьи. Под этот контроль, конечно, попадает и такой важный аспект жизни молодой семьи, как воспитание ребенка. А с другой стороны, молодые родители, зачастую и рады «подкинуть» свое чадо в знакомые теплые объятья. Почему нет? Ведь это родные бабушка и дедушка. Они любят нас и наших детей, и соответственно практически обязаны заботиться о своих внуках и внучках. Такие сложные взаимоотношения в семьях, где живут несколько поколений, нередки.

Конечно, лучший вариант жить отдельно от родителей и встречаться с ними в дни праздников общих и специальных, семейных. При этом абсолютно не важно, вместе или раздельно живут эти три поколения. Отдельное проживание бабушек и дедушек отнюдь не уменьшает к ним любовь внуков при правильном воспитании со стороны родителей. Самое главное — правильно построить взаимодействия между поколениями.

Наличие в семье традиций, на которых выросло среднее поколение, лучше любых силовых желаний родителей «привяжет» к родительскому дому, к родительской пристани. Семейные традиции — это лакмусовая бумажка любой семьи. Она проявляет ту атмосферу, которая так необходима ребен­ку. Обычаи семьи, уклад жизни, привычки членов семьи — все это и создает аромат семьи, который выросшие дети уносят с собой, и он греет их сердце вдали от родного дома. В качестве традиций могут выступать обыденные, простые вещи — воскресные чаепития в доме мамы, свекрови, тещи, комплексная заготовка продуктов для семей, празднование дней рождений всех членов семьи с подготовкой представ­лений или украшений для дома. Когда за одним столом собирается несколько поколений семьи, дети четко понимают и усваивают семейные ценности.

Традиции — лучший воспитатель ребенка, поскольку они дают самое главное ребенку — уверенность, что так будет всегда, что семья всегда, при любых условиях соберется и будет вместе. Традиции формируют у ребенка «банк» необыкно­венных воспоминаний о детстве, о нежных руках матери, о морщинистом лице бабушки, о веселом нраве отца и деда. Эти воспоминания он пронесет по жизни. Они позволят ощутить гордость за свою семью. И уж, конечно, ребенок, выросший на традициях, объединяющих разные поколения семьи, никогда не бросит бабушку или дедушку в трудные минуты их жизни.

Замечательный человек и педагог В.А. Сухомлинский вместе с коллективом Павлышской школы, где он был директором, создали такой удивительный кодекс, включающий 10 оригинальных правил формирования у детей уважения к старшим — «Десять Нельзя».

Приведем одно из правил в качестве примера:

Нельзя смеяться над старостью и старыми людьми — это величайшее святотатство; о старости надо говорить только с уважением; в мире есть три вещи, которые ни при каких условиях не могут быть подвергнуты осмеянию — патриотизм, истинная любовь к женщине и старость.

Создание семейных традиций — это работа. Не надо много. Несколько самых интересных традиций можно смело ввести в будни жизни вашей семьи. Ведь от этого во многом зависит отношение детей к своим родителям в будущем. Преемственность поколений — это такая гарантия, что в минуты, когда родители будут нуждаться в помощи и ласке своих детей, они ее получат. «Возврат» родительских вложений обеспечивается не только созданием и поддержанием семейных традиций. Если в семье царит дух взаимоуважения, если родители ребенка почитают своих родителей и формируют у него уважение к дедушкам и бабушкам, то более надежного «вложения» чувств трудно себе представить. Ну, а если ребенок растет в атмосфере неуважения к старшему поколению, то пусть родители себя не утешают тем, что уж к ним-то их кровиночка будет относиться иначе. Они, дескать, заслужили хорошее отношение. Здесь работает «закон обратной отдачи». Что вложил, то и получил!

СОВЕТЫ БЫВАЛОГО ПЕДАГОГА

В родительский блокнот

❀ Помните, что все, и хорошее, и плохое ребенок выносит из семьи.

❀ Чтобы вы ни думали, основной пример для подражания — это родители.

❀ Проявляя уважение к старшему поколению,

вы обеспечиваете себе такое же отношение ваших детей к вам в старости.

❀ Семья как хороший производственный коллектив, где у каждого есть свои обязанности, своя мера ответственности.

❀ Для того чтобы ребенок уважал бабушку и дедушку, не обязательно жить вместе. Семейные традиции в этом помогут.

На заметку бабушке и дедушке

❀ Помните, что вы — основные хранители традиций семьи и именно от вас зависит, вырастут ли ваши внуки «Иванами, не помнящими родства».

❀ Не забывайте о том, что старость — это мудрость.

❀ Помогайте своим детям, но не теряйте достоинства.

❀ Старайтесь, чтобы ваша помощь не была навязчивой и не лишала среднее поколение самостоятельности.

Источник: САЙТ "ИДЕАЛЬНЫЙ ДОМИК"

http://www.idealdomik.ru/yenciklopedija-poleznyh-sovetov/deti-i-roditeli/rol-babushek-i-dedushek-v-vospitani-vnukov-semeinye-tradici.html

Роль бабушек и дедушек в воспитании детей

Кожекина Наталья Александровна,
педагог-психолог

Когда мы говорим о воспитании детей, то главную роль, естественно, отводим родителям – мамам и папам. Но ведь немаловажную роль в становлении и развитии личности играют и другие близкие родственники – бабушки и дедушки . Независимо от того, живут они вместе с семьей или нет, их влияние на детей существенно. Прежде всего, это помощь, которую оказывают бабушки и дедушки, забота о них, пока родители на работе; ухаживают за ними во время болезни. Тем самым в большой степени помогают снять напряжение и перегрузки родителей.

В наше время очень много семей, в которых оставшихся без попечения родителей детей воспитывают дедушки и бабушки, семей, где бабушки берут на себя воспитание внуков, когда родители работают с утра и до позднего вечера. Как же влияют наши родители на наших детей?

Многие мамы и папы считают, что наши родители не способны воспитывать внуков, что они только портят ребенка , позволяя ему вольности. По моему мнению, это стереотип, имеющий мало общего с действительностью. Ведь не случайно в народе говорят, что человек становится настоящим родителем только с появлением внуков. На фоне мудрости, житейского опыта, которые появляются с годами, мы начинаем принимать ребенка безусловно, не пытаясь реализовать через него свое понимание, каким должен быть сын или дочь. Чаще всего именно бабушки и дедушки дают уверенность в себе, адекватное принятие жизни.

Однако, помогать родителям в воспитании внуков и воспитывать их самостоятельно – далеко не одно и то же. Как же меняется психология ребенка, а также бабушки с дедушкой, на плечи которых ложится полная ответственность за воспитание оставшегося без попечения родителей ребенка? С позиции ребенка бабушка и дедушка воспринимаются как родители. Трудно определить возраст, с которого замещение родителей станет менее болезненным. Отношение и характер ребенка будут складываться из того, насколько старшее поколение готово к такому замещению. Все зависит от них самих. Если воспринимают ребенка как огромную ответственность – такое отношение может навредить. Ответственность должна быть такой же, как и

Меню сайта

Block title

Block content

Поиск