Персональный сайт Елены Алексеевны Куликовой

Четверг, 28.03.2024, 23:07

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход

Поют по старинке «Истоки» с «Акулинкой»

Газета "Белгородская правда"

Смотреть здесь:  http://belpravda.ru/news/28.11.14-3736.html

Рукопись

Поют по старинке «Истоки» с «Акулинкой»

(Живая связь времен)

    В статье «Там русский дух...» («Белгородская правда», № 35 от 14 марта 2014 г.) мы поделились опытом воспитательной работы, проводимой в Центре дистанционного образования детей-инвалидов при Белгородском инженерном юношеском лицее-интернате и говорили о планах на предстоящее весеннее мероприятие. Оно состоялось. Тема праздника "Встреча весны. Сохраняем народные традиции". В гости к особенным детям прибыли фольклорные коллективы: ансамбль детской музыкально-хоровой школы № 4 города Белгорода и народный коллектив «Истоки» села Тростянец Новооскольского района.

    Преподаватели и учащиеся музыкальной школы исполняли народные песни и весенние заклички. Дух народной песни, чистые юношеские голоса, задорные переплясы и звуки инструментов в исполнении ансамбля преподавателей школы сняли всю усталость с детей и родителей, прибывших в стены лицея из разных уголков области.

    Продолжил программу мероприятия учитель, заведующий тростянецким домом культуры, руководитель народного коллектива «Истоки» Василий Викторович Алехин такими словами: «Сороки — праздник весновой. Основание этому празднику следующее: в четвертом веке в Армении мученически пострадал за веру отряд воинов. Они стали почитаться в православной Церкви за то, что не отказались от Христа. Для них вера, любовь к отечеству, любовь к Богу была гораздо больше, чем эта временная жизнь. И воины были мучимы в Севастийском озере. В такую же холодную ночь, как бывают сейчас, загнали их в озеро. До полуночи воины стояли в ледяной воде, а потом небо разверзлось и явился необычайный свет». Далее последовало печальное песнопение:

Мы не голуби да не белые,

А мы ангелы хранители,

А мы праведным душам покровители,

А грешным душам спасители...

    В. В. Алехин продолжал: «Из отверстых небес на воинов сошли сорок венцев. Только один из воинов смалодушествовал. На берегу стояла раскаленная баня и можно было нагреться. Он оставил своих друзей и побежал в баню, только на ее пороге умер, пораженный ангелом смерти. А в свете небесном сияли венцы, и один из стражников, из числа охранявших мучеников, видя благодать Божию, снял с себя одежду и сказал: «Я христианин», - и вошел в озеро. Сорок венцев спустились на святых мучеников.

    На Руси этот праздник был особо почитаем. Этот праздник был детский, потому что дома и улицы наполнялись шумом-гамом. В домах пекли особый хлеб. Называли его жаворо'нки. (В голосе Василия Викторовича звучит особая задушевность, проникновенность и напевность. Он берет с накрытого стола, украшенного рушниками и цветами, корзинку с жаворонками, выпеченными в Тростянце специально для наших особенных детей.) Это птица из теста. Это образ тех мучеников севастийских. Дети брали хлеб в руки, бежали по улице и кричали...» Далее Татьяна Алехина (она не только участница коллектива и дочь его руководителя, но и выпускница Инженерного юношеского лицея-интерната) выкликает: «Жаворонки прилятите, зиму люту унясите, вясну теплу принясите. Зима надоела, увесь хлеб у нас поела».

    Самая почтенная участница коллектива продолжает: «Кулик, кулик, запярай зиму, отпярай вясну». Эстафету подхватывают другие народные артисты и закликают, просят у жаворонков и перепелочек принести «вясну с дождем да лето с травами, вясну с солнушком, лето с зернушком».

    А далее вступает вековое тростянецкое многоголосие. Это глубинное, мощное, как полноводная чистая река, пение входит прямо в души слушателей, вытесняя все суетное, и заполняет сердца вековечными мелодиями, безраздельно захватывая и омывая тем самобытным народным звучанием, которое было выработано нашими благочестивыми предками и отточено, отшлифовано веками.

    В отличие от членов школьного ансамбля, одетых в концертные костюмы, все тростянецкие артисты в национальных народных костюмах, сшитых из натуральной материи многие десятилетия назад по традиции, сложившейся за века в данной местности, сохраненных в дедовских и бабушкиных сундуках, доставшихся в наследство. Эти костюмы зажили обновленной жизнью, придавая новым хозяевам особую осанку и стать.

    Народно-театральное действо закончилось раздачей обрядовой выпечки. А потом дети и родители изъявили желание сфотографироваться вместе с гостями-артистами из Тростянца. В заключение методист Центра Любовь Порфирьевна Татаринова поблагодарила народный коллектив «Истоки». Она растроганно сравнила исполненные ими песнопения с чистым источником, из которого всем присутствующим посчастливилось испить.

    Нелегко было организовать приезд немалочисленного коллектива из Новооскольского района в Белгород. Л. П. Татариновой пришлось пройти не одну инстанцию, постучаться не в одну дверь в поисках транспорта. Наконец, в Администрации Новооскольского района откликнулись на просьбу, за что приносим благодарность им в лице главы местного самоуправления М. Н. Понедельченко.

    Праздник удался. Одно только намерение не было исполнено в этот раз: быть не пассивными слушателелями, а включиться в совместное пение.

    О том, что мы на верном пути, может свидетельствовать тот факт, что День славянской письменности и культуры был отмечен в нышеннем году не шествиями и демонстрациями, а песней. Грандиозный песенный марафон длился около трех часов. Столь масштабно этот церковный и одновременно светский праздник отмечался впервые. Многомиллионный хор прославил День славянской письменности и культуры на всю Россию, от Калининграда до Владивостока. Надеемся, что это станет доброй традицией, и наши ученики вольются в сводные хоры.

    А пока мы продолжаем начатое дело освоения традиционной народной культуры в границах стен родного Белгородского инженерного юношеского лицея-интерната в сотрудничестве с коллективами города. Первое внеклассное мероприятие в новом учебном году состоялось седьмого ноября. Вновь в гостях у особенных детей на встрече был коллектив музыкальной хоровой школы № 4. Детский фольклорный ансамбль «Акулинка» исполнял и старинные народные песни, и популярные современные хиты. При исполнении «Катюши» и «Идет солдат по городу» подпевал зал, особенно воодушевленно - папы и сотрудницы Белгородского Музея Народной Культуры, которые присутствовали в ожидании своего выхода.

    Предложенная музейными работниками программа перекликалась с композицией коллектива «Истоки». Масалытина Валентина Павловна, Шведова Ирина Викторовна, Бурханова Наталья Анатольевна, Воронкова Анна Юрьевна, Бурханова Наталья Леонидовна вышли тоже в колоритных народных костюмах, их пение сопровождалось игрой на народных инструментах. Объединила всех сидящих в зале игра «Как у дяди Трифона». Под распевы:

Как у дяди Трифона было семеро детей

Было семеро детей, было семь сыновей.

Они не пили не ели, друг на друга всё глядели

Разом делали вот так: «А как?» -

мы и за ручки, и за плечики, и за щечки друг у друга подержались (с любовью знакомились).

    Потом девочки «кумились»: надевали одна другой веночек и прижимались щечками. В представлении русского народа считалось, что после этого подружки станут близки, как сестры. А смысл подобного действа раскрывается в словах:

Кумитеся, любитеся! 

  Не ругайтеся, не бранитеся! 

    В научных исследованиях кумление считают особой формой посестримства, цель которого — подготовка девушек и молодых женщин к будущему материнству.

    В хороводной игре «Ходя ли барин» мальчики ходили по кругу и, выбирая девушку, говорили:

     - Хорош, пригож, пойдёшь за меня замуж?

Если в ответ — отказ:

     - Не, не пойду, у тебя рубаха не белёна, онучи отрепья.

Тогда парень кручинится:

     - Горе мне горе, горе горевания.

Если девушка соглашалась:

    - Добраи люди, жалуйте на свадьбу, хлеб соль кушать, радости послушать, молодых посмотреть и дарами одарить, и спать положить.

«Опоясывание чресел» является в Библии символом готовности к путешествию и к борьбе, одновременно и признаком корректной одежды и соблюдения обычаев.

    По аудитории разошлись народные инструменты: гусли, коробочки, трещотки, бубенцы, бубны, колотушки, свистульки — и дети аккомпанировали задорным словам потешек.

    Хочется надеяться, что сотрудничество наше продолжится и, может быть, примет иные новые формы, которые дадут возможность раскрепоститься, раскрыть таланты учащихся Центра.

    На следующее мероприятие коллектив музея Народного творчества обещает познакомить наших детей со свадебным обрядом. Народное песенное творчество многогранно и неисчерпаемо, живое соприкосновение с исконной народной культурой обогащает и питает душу.


Е. Куликова

20 июня , 17 ноября 2014 года

Фотографии: С. Рыжих

Меню сайта

Block title

Block content

Поиск