Персональный сайт Елены Алексеевны Куликовой

Пятница, 19.04.2024, 09:46

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход

 

 

О материнстве и отцовстве - 1

 

О материнстве и отцовстве - (Оглавление. Ссылки.):  http://kulikovaea.ucoz.ru/index/materinstvo_i_otcovstvo_stati_referaty/0-206

 

Протоиерей Георгий Флоровский «Пути русского богословия».

  Издательство Белорусского экзархата, 2006, с.421

Первосвященническая молитва Спасителя прямо свидетельствует «о соединении всех спасенных в грядущем веке, не в смысле единодушия только, а в смысле существенного, ре­ального единства, подобно единству лиц Пресвятой Троицы»... Есть не­который просвет и в этом мире разделения. Такова материнская любовь, иног­да и супружеская: «вдруг потерять всякий вкус к личной своей жизни», «своей отдельной личной жизни мать п о ч т и не чувствует, не име-е т». Это прообраз пастырской любви, что есть высшая ступень «такого рас­ширения своей индивидуальности». Апостол Павел «теряет свою личную жизнь», чтобы в нем жил Христос. «Это единство пастыря со Христом и с паствою не есть нечто умопредставляемое только, но единство действительное, существенное». Антоний (Храповицкий) подчеркивает с неожи­данной резкостью: «Это не единодушие, но единство по существу, ибо подобие ему — единство Отца с Сыном». Это есть некое единство родового бытия, — расстроенное или ослабленное в грехопадении, оно вновь явлено и , восстановлено в Новом Адаме. В Нем люди вновь становятся открытыми друг для друга; и кто соединяется со Христом, тот может «входить и в приро­ду ближних», сообщая им «часть своего содержания». Пастырство и есть строение этого таинственного единства, Тела Христова.

***********************************************

Расул Гамзатов.

ПЕСНЯ МАТЕРИ.

 

В том краю, где я родился, мерилом достоинства человека всегда считалось его отношение к женщине. И я думаю так: чтобы понять величие страны, ее прогресс, нужно увидеть, как живет женщина. Плохо той стране, где женщина плачет, и хорошо той стране, где женщина поет.

Самое первое воспоминание, еще неосознанное, – лицо матери, склонившееся надо мной, руки ее, песня ее...

Песня матери – главная песня в мире, начало всех человеческих песен. Если бы не было ее, колыбельной, не было бы на свете и других песен. И, может быть, меньше в мире стало бы радости, меньше счастья, меньше поэзии.

Песня матери – источник поэзии, зароненный в наши души. Потом, через десятилетия, вспоминаем мы ее в самые трудные и в самые счастливые часы жизни.

Горцы говорят про никчемного человека: «Наверно, мать не пела над его колыбелью».

И еще говорят горцы:

– Кто самый лучший певец?

– Мама!

Да что там говорить: три песни есть у нас:

Первая – та, что поет мать над колыбелью.

Вторая – та, что поет она, когда лишается сына.

А третья... Третья – это все остальные песни.

На конференции, где Валентина Терешкова рассказывала о своем полете в космос, один иностранный корреспондент спросил;

– А как зовут вашего любимого человека?

– Мама, – ответила она...

Разные бывают люди. Хорошие и плохие, сильные и слабые, честные и подлые. И песни бывают разные... Но всегда прекрасны и единственны мать и ее песня.

Самое первое воспоминание, еще неосознанное, – песня матери, как уже я сказал. И еще руки матери, глаза ее, в которых мир, подаренный нам.

Сначала в нем маленький круг детских впечатлений: мать, идущая за водой, разжигающая огонь, склонившаяся над люлькой. Потом – горы, покрытые снежными папахами, море на горизонте, красивее которого могут быть только горы. Потом – вся страна. А потом – огромный мир земли, уже не помещающийся в глазах матери. И мы уходим в этот мир, а провожает нас мать, подарившая нам его.

Когда умирал мой отец, он позвал меня к себе и сказал: «Береги мать...» Это его завещание, это его последняя строчка. Но так получилось, и так всегда получается, – матери берегут нас больше, чем бережем их мы.

“Если есть у тебя мудрость, то благодари за нее мать”, – так говорят.

Моя мать учила меня: «Нет награды большей, чем имя. Нет сокровища, дороже жизни».

 

Могу признаться, мама, не тая:

Дороги все мои – твои дороги,

И все, что прожил, – это жизнь твоя,

И лишь твои всю жизнь писал я строки.

****************************************

Сергей Шевгота

Счастливая семья

Еду в маршрутке, и невольно подслушиваю разговор двух пожилых женщин. Одна говорит, что сейчас занята внуками. Что забрала их к себе, пускай дети (в смысле родители) отдохнут.  На что другая ответила: "А я на заслуженном отдыхе. И живу только для себя. С моими детьми никто не нянчился, и я ни с кем нянчиться не буду."

В этот момент маршрутка остановилась, и я вышел. Мокрый асфальт и лёгкие капельки летнего дождя. Спешить было некуда, и я укрылся под кроной дерева, чтобы не мокнуть зря.

Глядя вслед отъезжающей маршрутке, я вдруг подумал о том, насколько должна быть несчастна та женщина, что живёт "только для себя".

Мысленно я попытался представить, какой была её жизнь? В чём же было её женское счастье, если внуки ей не нужны, да ещё и будто бы месть такая: "С моими детьми никто не нянчился, и я ни с кем нянчиться не буду." Какая месть, кому? Если её обидели её родители, то при чём здесь её же дети?

Ну да, ну да… Разорванный круг… Связь поколений…

Всё верно. Дети учатся тому, что видят. В школах разным правильностям учат. Только в жизни часто всё очень не так. Хотя и в школе самому главному-то не учат. Даже тому, что само слово "семья" означает. Вот Вы знаете? А я сколько спрашивал, только чепуху всякую в ответ слышал.

А это всего лишь семь поколений под одной крышей. Ну, про крышу не буквально, конечно. Но чтобы в единой и непрерывной связи - да. Считайте со мной: мой прадед, мой дед, мой отец, я, мой сын, мой внук, мой правнук. И всё это одно большое моё "Я". Семья, в общем-то.

А сейчас чаще всего даже дети уходят в отрыв, взрослея, и с концами.

Кто виноват? Родители! А перед тем, родители их родителей. Начиная ровно с того момента, когда впервые "похерили" дедушку с бабушкой. Да, были всякие причины, и запросто можно оправдания найти. И время другое, и мода, и несовместимость идеологий, - в общем вечная проблема "отцы и дети".

Только время показывает, кто был прав. И что? Что показывает нам теперь время? Вот эту глубоко одинокую, обозлённую непонятно на кого, женщину пенсионного возраста? Она даже не догадывается, что глубоко несчастна, ибо не с частью она.

Но теперь её внуки, так и не узнав, что такое родная бабушка, не расскажут своим детям о ней, а их родители, возможно, тоже будут доживать жизнь в одиночестве.

И кто из вас точно может сказать, где начинается семья, и в какой момент всё это - уже не семья?

А ведь достаточно раз восстановить круг неразрывности поколений. Собственным примером, своими ежедневными заботами о своих родителях и своих дедушках и бабушках, показывать своим детям, как надо относиться к своей семье.

И настоящее семейное счастье вы испытаете не только в пору рассвета жизненных сил, но и на закате лет, постоянно чувствуя реальную заботу о себе.

И ещё один маленький секрет. Старики, на которых "ездят" внуки, живут намного дольше. Да. Во-первых, между ними устанавливается специфический энергообмен, при котором внуки генерируют энергию в любых количествах, становясь при этом сильнее, и подпитывают стариков жизненной силой. А во-вторых, старикам есть зачем жить. Ведь умирают чаще от собственной ненужности ни людям, ни себе. А тут счастье какое! Настоящая счастливая семья!

Источник:   https://dvoeplus.com/psihologiya-otnosheniy/schastlivaya-semya-eto-sem-pokoleniy-pod-odnoy-kryshey

***********************

Семью можно представить, как стрелу:

  • Оперение – это пожилые люди. Если оперение сделано неправильно, стрела при полете потеряет вектор полета. Если оперения нет, стрела летит, виляя. Нам нужна мудрость пожилых. Даже если это неверующие люди, они могут чему-то научить.

  • Тело стрелы – взрослые. Если древко плохо сделано, то стрела может сломаться еще до полета, при натягивании. Ценности, которые закладываются в семье, прежде всего родителями, а также окружающими взрослыми (школа, церковь) либо дают стреле силу, либо ломают ее.

  • Наконечник стрелы – дети, молодежь. Именно за ними не только наше будущее, но и сейчас они наиболее активно участвуют в миссии. В их руках технологии. 10-12-летние дети сегодня намного больше понимают в компьютере, чем 40-летние взрослые. Они смогут максимально эффективно постигать мир.

Стрела выстреливается в мир – наша задача как стрелы идти и научить все народы.

Учитель: Медведева Наталья Валерьевна

Источник:  http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2015/01/07/semeynoe-vospitanie-neobkhodimoe

*******************************

Старец Паисий Святогорец

Задача родителей завершается, как только их дети создают свою собственную семью. После этого дети должны родителям лишь две вещи: огромное уважение и столько любви, сколько нужно питать к своим родителям. Я не хочу сказать, что муж и жена не должны любить своих родителей. Нет. Но сперва они должны иметь большую любовь между собой и только потом любить своих родителей.

Чтобы в семье были мир и согласие, очень поможет вот что: муж должен любить свою жену больше, чем свою мать и больше, чем кого бы то ни было из своих близких и родных. Любовь супруга к родителям должна литься через его жену. Конечно, и жена должна вести себя так же.

 

******************************************

М.В. Захарченко "Особый строй души" (эпизод интервью):  http://kulikovaea.ucoz.ru/index/pedagogika/0-330
 

— Сегодня многие учителя озабочены снижением возрастного порога, на котором подростки вступают во взрослые отношения…
— Мне грустно и смешно слышать формулу «целомудрие до брака». Целомудрие — это на всю жизнь. Может быть, главная ошибка родителей — ослабление внимания к целомудрию в собственном браке. И дело тут не только в супружеских изменах. Их может не быть, но целомудрие все равно разрушается, если супруги начинают блудить душой, превращая пол в развлечение. Способов так развлекаться в человеческой культуре множество: древние и новые руководства по искусству обольщения, романтические мечтания, пошлые анекдоты, скабрезные рассказы, порнофильмы и тому подобное. Вина родителей состоит в том, что они начинают без смущения осваивать этот слой культуры, считая, что они уже взрослые, им «теперь все можно». Полагают, что возможно оградить детей, ограничивая им доступ к прямой информации из этой сферы. Думаю, это не так. Семья дышит одним духом, и ребенок прочтет соответствующее настроение родителей с их интонаций, жестов, взглядов… Распущенность супругов ранит совсем маленьких детей — европейские психоаналитики описали множество таких случаев. Распущенность родителей опасна для подростков, уже способных опознать увиденное и, как следствие, занять непримиримую позицию по отношению к любым родительским запретам.

 
Подростковый возраст особенно труден для семьи, так как семья попадает в период двойного кризиса: по времени подростковый кризис детей часто совпадает с кризисом среднего возраста родителей. Вопросы пола впервые встают перед детьми — но также достигают небывалой остроты и для родителей.
 
Возможно ли решать эти вопросы в семье двум поколениям вместе? Это не риторический вопрос. В мемуарах я находила удивительные свидетельства в историях семей, умевших претворять кризис пола, удвоенный в поколениях, в настоящую школу духовного взросления.
 
— Что же такое целомудрие?
— Целомудрие — «совокупность всех добродетелей», вершина христианского делания. Думаю, ни достичь этой вершины, ни водрузить на нее своих воспитанников человек сам не может. Наверное, целомудрие детей — это или награда за целомудрие родителей, или милость Божия, посылаемая по неисповедимому Его Промыслу. В великопостной молитве мы просим даровать нам «дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви». Вот так, четыре слова, вместе означающие одно: особый строй души, непрерывно настраивающейся на звучание в гармонии с камертоном Мироздания. Целомудрие — это любовь, испытанная смиренномудрием и терпением. Это любовь, которую человек смог пронести через всю свою жизнь, точнее, смог вынести ее испытания. В юности любовь открывает себя как радость и обещание. Добродетель целомудрия — если она дарована и бережно взращена — в зените жизни человека открывает ему любовь как хранящую и спасительную силу. 
 

Семейное счастье

Прот. Игорь Пчелинцев

   Любой дар для его освоения и усвоения предполага­ет серьезный труд - труд души. Так что несомненно, и блаженство, и счастье, как радость пребывания в любви и мире, есть от Бога. Но чтобы усвоить эти Божьи дарования, надо изменять себя, как и во­обще для усвоения благодати. То есть любовь, счастье и покаяние идут рука об руку и имеют смысл жизни в Боге. Без Него могут быть и радость, и счастье - но относительное и преходящее. «Яко цвет сельный, тако отцветет...»

   Если ты хочешь жить в мире и счастье, то надо избавляться от самости, гордос­ти, нежелания вникать в нужды и печали другого человека. Необходимо учиться любви - которая не страсть, а самоотда­ча, самопожертвование и т. д.

   Это все известные и «банальные» вещи. Но не все готовы идти этим путем.

   И просто очищать сердце - чтобы оно было более открыто Богу.

   То есть просто быть христианином -уже залог семейного счастья. Но именно быть, а не числиться - потому что фор­мальный христианин может причинить много зла.

   Я думаю, что и теперь хотя бы перед венчанием надо говорить молодым о том, что побеждает тот, кто уступает. Но это по­беда не ради торжества и возвеличивания над другим, а ради совместного труда по возделыванию своей семьи в благодати.

   Наверное, в этом и состоит смысл семьи.

   И еще в детях. У нас же больше 40% семей не имеют и не желают иметь детей - ни своих, ни приемных. Это не семьи в общем-то - в них нет ожидаемой Бо­гом полноты бытия. Потому что родители должны прорастать в детей и далее во внуков.

   Я помню ситуацию у нас: как мы соб­рались - и у нас были и мои родители, и сестра с детьми, и бабушка, и внуки уже - то есть от прабабушки до правнуч­ки. К сожалению, мы не смогли держать цельность такой многоступенчатой се­мьи - все живут порознь. Но осознание того, что у нас хоть ненадолго собирались вместе столько поколений, дает какой-то восторг.

   Для семейного счастья необходимы не только верность, но и смирение. Навер­ное, смирение любви в браке предпола­гает и смирение перед фактом того, что ты вдруг можешь кого-то полюбить - а страсть то рядом, враг не спит - а ищет кого поглотити. Смирение с тем, что уже нельзя ни к кому испытать той горящей ожественным эросом преображенной страсти соединения с супругом, принять это заранее, сознательно, как факт все­ленского значения, и заранее быть гото­вым к проискам собственных слабостей и проискам врага. Многие же идут под венец не предупрежденные - «мы сами справимся, если что». А как «что» насту­пило - сил нет сопротивляться, и готовы вдруг разрушить все, что созидал Бог».

 

Прот. Илия Шугаев

   Самые важные качества для счастливой семейной жизни - это мужественность у мужчин и женс­твенность у женщин.

   Попробую объяснить, что это такое. Мужественность проявляется в умении принимать решения и отвечать за их пос­ледствия! Конечно, эти душевные качества присущи человеку не от рождения, для их формирования требуется много времени. И пока они не созрели, в брак вступать не стоит. Личная ответственность форми­руется не раньше 15-16 лет. Готовность же отвечать не только за себя, но и за семью, появляется и того позже. Сегодня большинство молодых людей поздно со­зревают для создания семьи (не раньше 25 лет, и то при условии, что ребенок рос в правильной среде, вел правильную ду­ховную жизнь).

   Конечно, нельзя винить юношей и де­вушек в том, что их душевные качества развивались медленно. Ведь современ­ная система воспитания этому совсем не способствует. Например, в детском саду дети варятся в среде своих сверстников и по большому счету ничему не могут друг друга научить. А бывает, что и дома у них перед глазами не оказывается достойно­го примера для подражания.

   Совсем другая ситуация, когда дети много времени проводят среди взрослых - не только родителей, но и бабушек с де­душками, других учителей. В этом случае
отроки скорее перенимают образ жизни и образ мышления взрослых и скорее об­ретают психологическую зрелость.

   Очень важно, чтобы родители смотре­ли на своих чад как на маленьких взрос­лых, доверяли им важные дела. Для маль­чишек особенно важно осознавать себя хозяином в доме, который многое умеет, на которого можно положиться. Хороший пример есть в произведении Николая Некрасова - мужичок с ноготок, который чувствовал ответственность за семью уже в свои шесть лет, потому что наравне в отцом заботился о домочадцах: «Семья-то большая, да два человека всего мужи­ков-то: отец мой да я».

   К сожалению, у нас часто бывает, что мальчик растет в условиях, которые не способствуют развитию в нем ответствен­ности. Но это не означает, что, повзрос­лев, он не сможет стать хорошим мужем и отцом. Главное - желание воспитать в себе недостающие качества души, начать вести правильную духовную жизнь. Дорогу осилит идущий. А ростки нужных качеств есть в душе любого человека, каждый мальчик в подростковом возрасте хочет стать сильным, мужественным. Я вижу это, когда разговариваю с подростками о жизни. Просто не всегда естественное желание находит удачное воплощение: например, мальчишки могут проявлять свою силу с помощью хулиганства.

   Теперь немного о женственности. Для жены в первую очередь важна способ­ность вдохновлять. Многие мужчины не могут сделать что-то стоящее только по­тому, что некому их вдохновить. Напри­мер, жене следует говорить так: «У тебя, дорогой, золотые руки, поэтому сделай, пожалуйста, это». А что вместо этого слышат некоторые мужья? «Ага, ты опять улегся на диван! Быстрее поднимайся и иди работать! У нас в доме все плохо, по­тому что ты ничего не делаешь».

   Жена должна смотреть на мужа с вос­хищением, как на свою надежду и опо­ру, должна верить в него. Когда мужчина чувствует такое отношение, он способен сделать очень многое. А когда его упрека­ют и «пилят», то руки опускаются.

   Женский образ очень украшают скром­ность, целомудренное поведение, детская чистота. На такую жену муж сможет смот­реть с благоговением, как на цветок, кото­рый хочется оберегать и к которому даже страшно грубо прикоснуться. Женщине не нужно стремиться быть как можно бо­лее вожделенной (даже для собственного мужа). Лучше, если она сумеет вызвать к себе чувство нежности, даже отеческое чувство, чтобы мужу хотелось ее защищать. Нести в себе такую детскую чистоту проще тем, кто не знал греха. Всегда лучше со­хранять душу от грязи, чем потом смывать грязь.

   Но бывает и чистота, которая произрастает не от девства, а со­знательно приобретается в тече­ние жизни. Есть много примеров покаявшихся грешниц, напри­мер, Мария Египетская, которая жила в блуде, но смогла прийти к святости. Поэтому у каждого есть надежда вернуть себе утра­ченную чистоту сердца.

   Мы часто считаем, что наш супруг далек от идеала мужест­венности или женственности. Но не стоит пытаться его переделы­вать, потому что это самое не­благодарное занятие. Проще из-

мениться самому. Жене - стать более женственной, то есть нежной и ласковой, перестать самостоятельно принимать все решения. Когда мужчина видит, что кроме него принимать реше­ние некому, он рано или поздно начнет принимать их сам. Мужу надо постараться проявлять мужественность, то есть быть надеждой и опорой для своей семьи. Тогда и жена станет бо­лее мягкой и спокойной, потому что ей не придется лишний раз беспокоиться и делать лишних движений. Даже когда только один из супругов займет в семье правильную позицию, ситуация начнет улучшаться.

   Человеческая душа не терпит одиночества - ни в духовном, ни в психологическом плане. Пока душа не найдет Бога, она будет метаться. Точно так же, пока че­ловек не реализует свое желание быть вместе с другим челове­ком, он мается, ищет что-то, но не всегда даже умеет правиль­но распознать в себе истинное стремление.

   Слово «счастье» в русском языке, да и в других языках, эти­мологически означает «со-час-тие», то есть соучастие в жизни другого. Пока живешь в своей скорлупке, счастье недостижи­мо - ты никого не любишь, но и тебя никто не любит. Это очень страшное ощущение. Комфорт, который способен обеспечить себе человек-одиночка - ничто по сравнению с радостью, кото­рую дарит глубинное общение с другим человеком и ощущение, что ты лучше всех понимаешь свою вторую половину, а она - лучше всех понимает тебя.

   Настоящее счастье достига­ется, только когда двое живут единой плотью. Это не просто гипербола или красивая фанта­зия. Идеала можно достичь, при­мер тому - житие святых Петра и Февронии. Будучи разделены, они продолжали жить единой судьбой, а умерли в один день и час. Итог их жизни, на мой взгляд, наиболее поучительная часть их жития.

Источник: газета "Свет Христов", №7, 2010г.

Далее: О материнстве и отцовстве - 2  http://kulikovaea.ucoz.ru/index/o_materinstve_i_otcovstve_3/0-412

 

 

 

Меню сайта

Block title

Block content

Поиск