Персональный сайт Елены Алексеевны Куликовой

Суббота, 20.04.2024, 01:24

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход

Слыша это, Поликарп, хотя и желал остаться в городе, пока его не схватят, но, уступая просьбам христиан, он вышел из города и скрылся в одном селении, где все дни и ночи, по своему обычаю, молился о мире церковном. За три дня до своего взятия нечестивыми, он увидел во сне, будто возглавие его вспыхнуло от внезапного огня и сгорело. Восстав от сна, святой сказал бывшим с ним: "Меня сожгут в огне за Господа Иисуса Христа".

Спустя три дня после сего пришли в то селение посланные игемоном отыскивать Поликарпа. Они, схватив двух отроков, стали бить их лозой, чтобы те сказали, где находится Поликарп, и они указали его в одной комнате наверху; он хотя и мог бежать оттуда, однако не пожелал, говоря: "Буди воля Господа Бога моего".

Услышав слуг, идущих за ним, он сам вышел по лестнице навстречу и с радостным лицом дружелюбно приветствовал их. Не видавшие его ранее, слуги, взирая на его седины и престарелость, на кротость и спокойную радость его благообразного лица, удивлялись и говорили: "Нужно ли было так много трудиться и стараться, чтобы отыскать этого старца?"

Тотчас же Поликарп приказал приготовить для них трапезу и просил их есть и пить, а ему - дать один час на молитву. И горячо молился Богу, воссылая благодарение за все, бывшее о нем попечение Божие, - за малое и великое, со дней юности его и вручая Богу церковь святую, рассеянную по всему миру. После долгой его молитвы посланные взяли старца, посадили на осла и повели в город Смирну - это был день великой субботы. На пути встретили его два честных сенатора Ирод и Никита и, посадив к себе в колесницу, советовали ему, чтобы он на суде только словом отказался от своей веры: "Разве так трудно сказать: владыко кесарь, я принесу жертву? Ведь таким образом ты избавишься от смерти".

Поликарп молчал на их слова; когда же они настаивали, отвечал: "Никогда я не сделаю того, что вы мне советуете".

Они рассердились и стали укорять его и сбросили с колесницы; при падении старец повредил себе голень, но не заботился об этом. Когда же его привели на суд, то нечестивый народ закричал, радуясь, что Поликарп взят; он же услышал голос Господа нашего с небес, говорящий ему: "Мужайся, Поликарп, и подвизайся великодушно!"

Этот голос слышали и другие из наших (говорит послание смирнское).

Судья спросил его:

- Ты ли Поликарп?

- Это я, - отвечал он.

- Пощади свою старость, - говорил судья, - отрекись от Христа, поклянись царской фортуной.

Судья, говоря это и тому подобное, сказал:

- Приди в чувство, Поликарп, и скажи: погуби безбожных.

Тогда Поликарп, возведя очи свои к небу и протянув руки свои на нечестивый народ, сказал к Богу.

- Погуби безбожных!

Судья сказал:

- Отрекись от Христа, поругай Его, и отпущу тебя свободным.

- Восемьдесят шесть лет, - отвечал Поликарп, - служу я Христу, и не сделал Он мне никакого зла; как же Царя моего, Который и до ныне меня сохраняет, стану поносить бесчестными словами?

Судья сказал:

- Я выпущу на тебя лютых зверей.

- Выпускай, - отвечал Поликарп, - но свое лучшее я не изменю на худшее.

- Я отдам тебя на сожжение, - сказал судья.

Он отвечал:

- Ты грозишь мне огнем угасающим, но ничего не знаешь о неугасимом огне, где во веки будут палимы безбожные и неверные. Не медли более, но делай скорее, что задумал со мной сделать.

Тогда судья приказал глашатаю объявить народу, что Поликарп исповедует себя христианином. Услышав это, еллины и иудеи громогласно возопили: "Он совратитель всей Азии, он - отец христиан, он уничтожает богов наших, живым сожги его".

И настоял народ с иудеями на том, чтобы Поликарпа сожгли. Когда приготовили множество дров и хвороста, Поликарп снял свой пояс и стал снимать с себя одежды, скинул также и сапоги с ног, а мучители приготовляли железные орудия и гвозди, намереваясь ими пригвоздить Поликарпа, чтобы он никак не мог избежать огня. Святой же сказал им: "Не подобает меня пригвождать, ибо Кто подаст мне терпение в огненном пламени, Тот подаст мне и мужество, чтобы я не подвинулся с места или обратился на какую-либо сторону".

Тогда мучители не пригвоздили его, но только связали, и возложили на огонь сего убеленного сединами старца, словно овна лучшего из стада, связанного в жертву, в воню благоухания Богу. Святой же Поликарп молился, говоря: "Благодарю Тебя, Господи Боже, что Ты благоизволил вчинить меня с твоими мучениками и исповедниками; и пью чашу страданий Христа Твоего и есть участник Его страсти, чтобы в воскресение живота вечного мне быть с Ним. Прими же меня как жертву тучную и благоугодную очам Твоим, которую Ты сам предопределил и предоставил, и се ныне совершил ее истинный Бог, Которого я славлю и хвалю, Тебя и Сына Твоего, вечного Архиерея Иисуса Христа; с Ним и со святым Духом подобает Тебе всякая честь и слава и поклонение ныне и присно и во веки веков, аминь".

И когда произнес "аминь", слуги тотчас подложили огонь; когда дрова загорелись кругом и пламя высоко поднялось, произошло чудо, поразившее всех: пламя, окружающее святого и возвышающееся над его головой, не прикасалось и не приближалось к святому, но подобно надутым ветром корабельным парусам расходилось от него, соединяясь над ним в вышине. Святой же Поликарп стоял среди огня, словно золото очищенное в горниле, и огонь тела его не опалял; мы обоняли, говорят в послании смирняне, такое облагоухание, исходящее из огня, которое без сравнения превосходило все ароматы. Нечестивые же, видевши то, стали кричать спекулятору, чтобы он, подойдя, оружием бы достал через огонь до святого и убил бы его. Подойдя, спекулятор пронзил святого длинным оружием, и из раны вытекло необычайное множество крови; словно поток, выходящий из источника, она угасила совершенно огонь; все множество народа удивлялось тому, убеждаясь, как велико различие между верующими и неверующими. Был Поликарп выдающимся мужем нашего времени, епископ Смирнской кафолической церкви, учитель, идущий от апостолов, и святой пророк: все, что он ни говорил, сбывалось.

Тогда иудеи стали просить судью, чтобы он не отдавал христианам тела Поликарпова. "Будут они, - говорили иудеи, - считать его своим богом, как и Распятого".

Не знали нечестивые, что не могло быть, чтобы христиане отступились от Христа Господа, умершего на кресте за спасение всего мира, и кого-либо другого считали богом: Ему, как истинному Сыну Божию, мы воздаем божественную честь, а мучеников достойно почитаем как учеников и подражателей Христовых, которые пострадали за Него по любви к Нему; мы с любовью объемлем их и хотим подражать им в благочестии, а в вечной славе желаем быть их сопричастниками. Сотник же, по приказанию судьи, которого упросили иудеи, предал пламени, по обычаю эллинскому, тело Поликарпа; при жизни сего подвижника его тело не пострадало от огня, а по его смерти поддалось огненной силе. Мы же (говорят смирняне) собрали из пепла кости его, чистейшие золота и гораздо более дорогие, чем камни многоценные, и сохранили их в подобающем месте, где и будем с весельем праздновать день страдания его, как в воспоминание таким подвигом за Христа пострадавшего, так и на утверждение имеющих такой же смертью исповедать и прославить Христа, истинного Бога нашего. Сие послали мы вам чрез брата Марка, и когда прочтете, то пошлите сие послание и прочим рассеянным братиям, чтобы и они прославили Господа, показавшего нам столь великого избранника между своими рабами, могущего и нас всех исполнить Своей благодати и ввести в вечное Свое царство чрез единородного Сына Своего Иисуса Христа, Ему слава, честь и поклонение во веки аминь. Целуйте всех святых, а вас целуют находящиеся с нами, и Еварест, написавший сие послание, приветствует вас вместе со всем домом своим. Страдание свое Поликарп окончил в седьмой день майских календ, то есть 25 апреля месяца в великую субботу, в восьмой час дня при великом архиерее Филиппе, во время игемонства Траллиана, в вечное царство Иисуса Христа. Желаем доброго здравия братиям, ходящим во благовестии слова Иисуса Христа, с Которым слава Богу за спасение избранных святых, - как совершил страдание святой Поликарп; да будем и мы наследники его в царствии Христовом. Послание же сие переписал Гай из учеников святого Иринея, ученика блаженного Поликарпа, с сего же переписал Сократ Коринфский, а я, пресвитер Пионий, опять принял все сие от вышеуказанных лиц и сверил с откровением, бывшим мне от святого Поликарпа, явившегося мне в видении. И написал, обновив все заглаженное давностью времени, чтобы и меня вместе с избранными своими воспринял Господь наш Иисус Христос в Свое Небесное Царство; Ему же слава со Отцом и Святым Духом во веки веков. Аминь".

 

Кондак, глас 1:

Плоды словесныя Господеви принося Поликарпе мудре, добродетелей жертвы, темже и от Бога достоин иерарх прославился еси. Сего ради днесь просвещшеся твоими словесы, воспеваем твою достохвальную память, славяще Господа.

________________________________________________________________________

1 Святой Вукол был ученик святого Иоанна Богослова и первый епископ Смирнской церкви; он обратил ко Христу множество язычников. Память его 6 февраля.

2 Порфира - пурпуровая дорогая одежда в виде длинной мантии, которую носят государи в торжественных случаях.

3 Игнатий Богоносец - второй епископ Антиохийский, ученик апостолов, скончавшийся мученически в гонение Траяна в 107 г. Его послания, писанные против иудействующих и докетов, - последние признавали плоть Христову призрачной, кажущейся, - имеют важное значение для истории христианских догматов и для борьбы православия против протестантства по вопросу о епископстве.

4 Святой Ириней, по собственным словам, в юности слушал в Малой Азии святого Поликарпа, епископа Смирнского, и других учеников апостольских. С востока он был послан святым Поликарпом в Галлию для вспомоществования святому Пофину, епископу Лионскому, в проповедании веры. Поставленный св. Пофином в пресвитера, св. Ириней во время гонения на христиан Галлии в 177 г. показал ревность свою к завету Христову; в следующем 178 г. он был избран преемником мученически скончавшегося св. Пофина. В сане епископа он своею проповедью весь город обратил в христианство. Когда последователи гностика Валентина стали распространять ересь своего учителя в Галлии, св. Ириней боролся с ними и устно и письменно. К этому времени должно отнести появление знаменитых книг его в "обличение лжеименному разуму". Около 196 г. епископ Римский Виктор произнес отлучение на восточные церкви за то, что последние не согласились с ним о времени празднования Пасхи. Св. Ириней кроткими, нетвердыми обличениями довел Виктора до примирения с Востоком. В 202 г. в гонение Септимия Севера св. Ириней с тысячами из своей паствы отошел ко Господу. Из многочисленных сочинений св. Иринея одни известны только по названиям, от других же уцелели незначительные отрывки. В полном виде дошло до нас обширное и очень важное сочинение: "Обличение и опровержение лжеименного знания" более известное под именем: "Пять книг против ересей". Память святого Иринея 23 августа.

5 В заботливости о благе церкви св. Поликарп во времена папы Аникиты (157-168 гг.) предпринял путешествие в Рим для борьбы с лжеучениями гностиков Валентина и Маркиона. По поводу различия между малоазийскими и западными церквами в понимании и праздновании Пасхи епископы Смирнский и Римский не согласились отступить каждый от своего местного обычая, т.е. св. Поликарп признавал правильным празднование восточными христианами Пасхи в 14-й день еврейского месяца нисана и посвящение ее воспоминанию последней вечери Господа с учениками и установленного на ней таинства Евхаристии, а Аникита признавал, наоборот, правильным утвердившееся на западе понимание Пасхи, как годового праздника Воскрешения Христова и празднование ее в первый воскресный день после весеннего полнолуния. Но это разномыслие не нарушило мира между епископами, в знак чего Аникита предоставил святому Поликарпу совершить Евхаристию в римской церкви.

6 Из многих посланий св. Поликарпа, писанных, по словам св. Иринея, к церквам или отдельным лицам, до нас дошло одно только это. О послании святого Поликарпа к филиппийцам св. Ириней говорит, "что из него желающие и пекущиеся о своем спасении могут узнать характер веры (Поликарпа) и его проповедь истины". Отец церковной истории - Евсевий (263-340 гг.) приводит несколько мест из послания, замечая, что оно еще обращается между христианами. Блаженный Иероним (учитель западной церкви, 330-419 гг.) сообщает, что в его время послание св. Поликарпа к филиппинцам читалось в малоазийских церквах при Богослужении. Послание написано вскоре после смерти Игнатия Богоносца ( 107 г.) и было вызвано просьбою христиан города Филипп о доставлении им посланий Игнатия к Поликарпу и другим христианам, какие у него были. Исполняя их просьбу, св. Поликарп в особом послании преподает филиппийцам ряд христианских наставлений, - предостерегает от еретиков, указывает обязанности пресвитеров и диаконов, юношей и дев, супругов и вдовиц, убеждает избегать любостяжания, упражняться в молитве и посте, внушая терпение и любовь к врагам. В переводе это послание можно читать в книге протоиерея Преображенского "Писания мужей апостольских". СПБ. 1895 г.

7 С 161 по 180 г.

8 Окружное послание о мученичестве св. Поликарпа от той церкви, которой он был предстоятелем и среди которой пострадал, есть один из древнейших памятников христианской древности. Евсевий почти все это послание внес в свою историю (кн. IV, гл. 14). Перевод в наших четьих минеях святого Димитрия Ростовского буквальный.

Меню сайта

Block title

Block content

Поиск