Персональный сайт Елены Алексеевны Куликовой

Суббота, 20.04.2024, 15:33

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход

Сборник научных статей VI Бакушинских педагогических чтений.

ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РЕГИОНА:

ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ РЕШЕНИЯ.

Часть 2

БЕЛГОРОД

2013

     

Куликова Е.А., Леонтьева В.В., Нестерова Е.А.

Реализация задач духовно-нравственного воспитания в системе урочной и внеурочной деятельности.

с. 92 - 97

 

 

 

 

Рукопись

 

Реализация задач духовно-нравственного воспитания в системе урочной и внеурочной деятельности

Куликова Е.А., Леонтьева В.В., Нестерова Е.А.

 

Пришло, видимо, время «собирать камни». Закончились лихие и разрушительные 90-е годы, принят Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступают в действие образовательные стандарты второго поколения, в которых особая роль уделяется духовно-нравственному воспитанию. В Центре дистанционного образования детей-инвалидов БИЮЛИ вопросам воспитания отводится важная роль.

Опираясь на Постановление правительства Белгородской области от 23 октября 2010 г. (N 345-пп Белгород), в котором говорится “Об утверждении долгосрочной целевой программы “Духовно-нравственное воспитание населения Белгородской области” на 2011 — 2013 годы”, мы разработали план работы по духовно-нравственному воспитанию на уроках литературы и русского языка и во внеурочных мероприятиях, который был принят на заседании МО. Результатом явилось создание на сайте ЦДО рубрики “Духовно-нравственное воспитание”, где размещаются материалы, посвященные данной теме, и работы учащихся.

Важнейшая роль в урочной деятельности отводится задачам воспитания. При разработке и проведении уроков широко используются межпредметные связи. Без обширных экскурсов в историю дети не могут понять многих произведений. Также для достижения понимания материала урока используются данные из философии, антропологии, психологии, святоотеческого наследия, искусства, народных традиций. Все это идет в помощь для раскрытия образов, понимания содержания и идеи, для формирования духовно-нравственной, самостоятельной личности, воспитания гражданственности и патриотизма, целостного представления об исторических эпохах. Важнейшая задача — научить думать, рассуждать, размышлять, поднять самооценку, а через это вызвать интерес к учебной работе. Это удается. Какими путями? К сожалению, абсолютное большинство учащихся ЦДО имеет горький опыт учебы, заниженную самооценку, поэтому необходимо создать успех для ученика и так тонко, чтобы он не усомнился, что это именно его успех, что он непосредственно к нему причастен. Один из учеников так говорит об изменениях в себе: “Раньше я спал на занятиях, а сейчас встаю рано, умываюсь и жду урок”. Может быть, затравкой было первое сочинение не формально написанное, а коснувшееся души. Это рассказ о членах семьи, воевавших во время Великой Отечественнной войны. Вторая творческая работа С.Ильченко, выполненная по теме: “Заметка в газету”, была размещена на сайте БелЦДО, а сообщается в ней о деятельности военно-патриотического клуба, членом которого он является. Кроме учебных навыков, в такой работе ученики приобретают важное качество — привычку к рефлексии, то есть к осознанию своей жизни. Наладить отношения с учеником удалось благодаря откровенным и серьезным беседам при обсуждении патриотических тем и нравственных поступков героев во время изучения русской литературы. Раскрывая потенциал детей, о котором они сами и не догадываются, учитель выводит учеников к намеченной цели и получает сам радость от соработничества. Используется то, что может коснуться сердца, что близко, знакомо, понятно, интересно; тяжело писать о литературном герое, а вот пересказать пережитую ситуацию — это совсем другое дело. Надо только настроить ребенка на поиск и отбор темы; пропустив через себя материал, он свою историю, пересказанную вместе с учителем, принимает как акт творчества, возрастая при этом, поднимаясь на новую ступеньку. Путь этот начинался для А.Ломачеко в шестом классе со страха приступить к работе, прошел через радость от результата (с мамой читали забавную бытовую историю, участниками которой они сами же и являлись), а продолжился новым этапом – получением диплома II степени на Всероссийском конкурсе за сочинение по теме: “Без языка и колокол нем”, которое явилось итогом кропотливой учебной работы и исследований о значении слова, о роли языка (это произошло уже в восьмом классе). Творчество не только окрыляет, но и целит человека. Напуганным, беспомощным, “немым” пришел к нам Дмитрий Башкинцев. С полученным заданием написать о малой Родине и о семье, Дмитрий справился настолько блестяще, что рассказ его был опубликован да не в одной, а в двух главных областных газетах. Бабушка рассказывала, Дима слушал и записывал; уважение к роду, память о подвигах и добрых делах дедов и прадедов — основа для формирования личности, багаж к возмужанию. В отдаленный хутор, где живет Дмитрий, учителя приходили весьма редко. Теперь он полноценный ученик, легко и свободно общается, улыбчив. Дмитрий принимает участие во внеклассных мероприятиях. Составленная им Родословная книга на конкурсе, проведенном ЦДО, была оценена дипломом II степени, а еще Дмитрий с упехом представил свою творческую работу на заочный конкурс чтецов “Очей очарованье” (по пейзажной лирике русских поэтов), проводимый в рамках предметной недели. (Кроме выразительного чтения, многие конкурсанты представили пейзажно-музыкальные композиции в виде фильмов, использовав для их создания различные информационно-компьютерные технологии.) Дубянский Антон с любовью поведал о своей прабабушке, которая менее года не дожила до своего столетнего юбилея, и с глубоким уважением – о прадедушке, участнике войны, орденоносце. Рассказ этот был опубликован в газете “Белгородская правда”. Традиционно учащиеся нашего центра отдают дань памяти своим ближним и всем воинам-освободителям. Огромная работа была проделана шестиклассниками по созданию презентаций: “Великая Отечественная война в поэзии”. Ребята не только ознакомились с большим количеством стихотворений, но подобрали к ним иллюстративный материал, фотографии военного времени, некоторые даже музыку. А Юлия Шкулева создала фильм. Свой труд дети посвящали воинам и всем трудившимся и пережившим страшную войну. Этих детей уже нельзя будет назвать “Иванами не помнящими родства”. А Евгений Кужелев, так любящий путешествовать, поведал об экскурсии в Борисовку, организованной в прошлом году во время осенних каникул. Ученик, имевший слабую мотивацию к учебе, не только ознакомился с культурным наследием родного края, но и выразил, передал свои личные впечатления в заметке, которая была размещена на сайте. Так учебная деятельность стимулируется практической направленностью. Восьмиклассники готовили презентации по циклу стихов А.Блока “На поле Куликовом”. Изучая творчество этого великого русского поэта, мы не могли не коснуться истории Куликовской битвы, ее героев, подвига русских воинов и роли игумена Сергия Радонежского и иноков-воинов Андрея Осляби и Александра Пересвета. Оформляя презентацию, Сергей Гамаюнов и Игорь Руденко ознакомились с картами и схемами битвы, со множеством художественных произведений и памятников в честь знаменательного события Русской истории, с храмовым зодчеством и лучшими образцами иконописи. Через историю и памятники мы постигали философию поэта, пытались соприкоснуться с далеким, но важным для любого русского человека событием и вместе с Блоком жить радостью и болью Отечества.

Выступление Е.А.Куликовой на октябрьском педсовете 2012 года по теме: “Цели и задачи духовно-нравственного воспитания детей-инвалидов во внеурочных мероприятиях Центра дистанционного образования при ОГАОУ БИЮЛИ” можно считать началом следующего этапа. Предложена тема цикла внеурочных мероприятий: “Круг светлых дне” (По обычаям предков и памятным датам).

Каковы цели и задачи внеклассных мероприятий? Общение должно нести в себе элементы воспитания, формировать мировоззрение, стиль жизни, наполнять сердце побудительными к добру эмоциями, а уму давать питание и идейную основу к размышлениям для выстраивания осмысленной жизни. Мы, педагоги, стремимся дать ориентиры, образцы для подражания, заложить благодатную почву через внеклассные мероприятия. Понимаем, что стройная система духовно-нравственных ценностей может существовать только в культуре - всё безкорневое в природе — примитивное, а в искусстве и в литературе — пошлое, деградирующее (что и наблюдается в настоящее время в, так называемой, масскультуре) - , поэтому обращаемся в работе к таким элементам, составляющим культуру России, как народные традиции, православная вера, память об исторических завоеваниях и достижениях.

На нас, педагогах, лежит ответственность как на проводниках культурных традиций России в жизнь. Следовательно, в нашу задачу входит взвешенная, выверенная, продуманная подготовка к внеклассным мероприятиям. Для этого содержательная сторона культорологически, нравственно и научно выверяется и обосновывается.

Нам не понадобилось “изобретать колесо”, потому что существуют образцы и нормативные документы, как, перечисленные выше, так и другие, например, “Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России” (Авторы А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков), М., “Просвещение”, 2009

В последней говорится: “В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: “Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность... и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базцом для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».

Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей? страны».

И еще: “Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования”.

О важности духовно-нравственного воспитания на базе традиционных культурных ценностей говорится и в речи Святейшего Патриарха Кирилла 25 мая 2010 года в Москве на открытии XIV Всемирного Русского народного собора, посвященного вопросам национального образования : “Образование не сводится к “накачке” ребёнка по-житейски полезными знаниями и информацией. Ещё апостол Павел сказал поразительные слова: “если имею всякое познание <...>, а не имею любви, - то я ничто” (1 Кор.13,2)

Любая человеческая культура живёт не только и, может быть, даже не столько знаниями, сколько ценностями — теми представлениями о должном и о постыдном, о праведном и о беззаконном, которые отличают достойного члена общества от человека морально погибшего. В любой культуре эти ценности укоренены в определенной картине мира, в том, как люди видят свое предназначение и свое место в мироздании. В любой культуре работают определенные механизмы передачи этих ценностей, воспитания чувства принадлежности к общесту и обязательств по отношению к другим людям. Любая культура предлагает свои ответы на самые важные вопрсы: В чём смысл жизни? Почему мы должны поступать честно, даже если это идет вразрез с нашими эгоистическими интересами? Почему мы должны ставить наши обязательства по отношению к другим выше наших желаний? И мы знаем, что разные культуры отвечают по-разному на эти судьбоносные вопросы. В обществе, где моральные ценности делаются предметом насмешек, цивилизация неизбежно оказывается на пути к своему краху. Ни процветающая экономика, ни крепкая оборона, ни развивающаяся наука невозможны там, где люди утратили сознание своих обязательств по отношению друг к другу и к обществу.

Миссия образования — передача не только знаний, но и моральных норм, воспитание членов общества, разделяющих эти ценности и осознающих свои обязательства. Именно поэтому фундаментальные ценности, соответствующие нашей духовной культурной традиции, ответы на вышепоставленные вечные вопросы должны воспитываться с молоком матери, закладываться в сознание подрастающего поколения с детского сада, со школы.

Миссия передачи культурного кода нации слишком важна, чтобы оставить её на волю стихии, на волю свободного рыночного выбора или передать в руки людей, нравственно недостойных великой миссии педагога.

Для преодоления отчужденности молодёжи от жизни народа очень важно не допустить конфликта отцов и детей, а там, где он уже происходит, - исцелять этот конфликт”.

О необходимости принятия мер по нравственному оздоровлению общества идет речь в статье Евгения Савченко “Общее дело” (Роман-журнал XXI век. №2, 2012, с.11): “Да, в нашем обществе назрела революция, но только в сфере духовно-нравственных отношений, их оздоровления. Моральная деградация общества за последние годы зашла так далеко, что ставит под угрозу само существование государства.

Движущими силами духовно-нравственной революции в России должны стать власть, традиционные религии и интеллигенция”.

Далее приводится “дорожная карта нравственного оздоровления общества”, включающая мероприятия, на которые мы тоже ориентируемся.

О значении традиционной народной культуры и передачи опыта предков детям может наглядно свидетельствовать следующая мысль святителя Иннокентия (Борисова): “Самая частная жизнь людей нечестивых, не знающих Бога, без сознания их (понимания ими-ред.), держится верой в Бога. Люди живут большей частью подражанием; не знающие Бога в образе жизни подражают своим предкам, знавшим Его, и потому, несмотря на незнание Бога, формы деятельности остаются у них прежние — те же, какими руководствовались их предки. Оттого, если живут они, то живут они сими формами, и таким образом без сознания пользуются благодеянием веры.

Например, как поступают такие люди в воспитании детей? Не оставляют их на произвол судьбы, как советует Руссо в своем “Эмиле”, а образуют по подражанию другим”.

 

Физиолого-психологическое обоснование благотворного влияния иррационального духовного начала на здоровье человека дано в трудах руководителя лаборатории нейропсихофизиологии Санкт-Петербургского НИИ им.Бехтерева профессора Валерия Борисовича Слёзина. В его статье “Здоровье человека и общества с нейрофизиологических позиций” сообщается: “При некоторых заболеваниях в мозге человека происходит уравнивание функциональных состояний всех областей коры. Такое же уравнивание или тенденцию к нему мы наблюдаем при ритмическом свете и звуке. Снижение уровня сознания ... наступает при прослушивании ритмической музыки. Данный эффект может носить различный характер, вызывать зависимость от музыки, от исполнителя, вплоть до патологического характера. Хоровое исполнение может способствовать усилению дружеского настроя, поднимать воинственный дух и т.д. Таким образом, эффект от прослушивания музыки может быть различным, но физиологические механизмы, лежащие в основе этого эффекта, общие – это снижение уровня информации и рост энтропии (энтропия — мера необратимого рассеивания энергии, мера отклонения реального процесса от идеального - соавторы) в коре больших полушарий, при этом нарастает хаос... Такой механизм запоминания и выработки нового поведения” действует в упрощенческом плане по типу запечатлевания у детей.

Важна для нас и следующая информация: “Согласно современным представлениям, функциональная организация новой коры больших полушарий мозга у взрослых особей животных не является сформировавшейся, консервативной функциональной системой, как считалось ранее, а подвержена значительной перестройке под действием средовой информации. То же, естественно, относится и к людям. Книги и кинофильмы, воспитывающие любовь к детям и семье, могут даже взрослых людей с неправильным мировосприятием научить как найти счастье.

Немецкий философ Освальд Шпенглер, написавший в 1918-1922 гг. “Закат Европы”, противопоставлял понятия “цивилизация” и “культура”. Умирая органическая культура перерождается в свою противоположность – цивилизацию, в которой господствует голый техницизм, а на смену творчеству и развитию приходят бесплодие и окостенение.

Энергия культурного человека устремлена вовнутрь, энергия цивилизованного вовне, культурный человек – патриот по определению. Английский писатель, публицист Джорж Оруэлл, следующим образом определяет патриотизм: “Патриотизм, по самой природе своей, имеет оборонительный характер как в военном, так и в культурном отношении”,патриотизм – это “приверженность человека к определенному месту и определенному образу жизни, которые он считает лучшими в мире, но при этом не имеет желания навязывать их силой другим людям”. И силы животного, которое защищает от вторжения свою территорию, утраиваются, появляется храбрость, не свойственная зверю вне его территории”, - данная научная информация – веский аргумент, подтверждающий правильность выбранной концепции.

Обоснованием для обращения взгляда к своим корням, к традиционным обрядам и ритуалам может служить ссылка профессора В.Слёзина на книгу Конрада Лоренца “Кольцо царя Соломона”, в которой описывает сложный ритуал сватовства у галок: “Прирожденный этолог Лоренц наблюдал даже расторжение помолвки у галок. Расторжению помолвки может способствовать нарушение ритуала ухаживания, т.е. бескультурье. Неумение “и ступить, и молвить” как положено в данном сообществе и есть бескультурье. Все более и более отдаляясь от семьи, подростки не принимают участия в традиционных семейных или национальных праздниках. Но именно такое участие способствует “отклонению эмоционального маятника” в положительную сторону, когда человек испытывает радость, снимающую уныние, снижающую уровень агрессивности.”

Валерий Борисович Слёзин утверждает, что “для выживания любого народа необходимы архетипические иррациональные доминанты, важнейшими из которых являются вера и патриотизм. Собственно патриотизм – это тоже вера – вера в то, что дома лучше всего, “и дым отечества нам сладок и приятен”. Народ должен верить, чтобы жить”.

Ученый поясняет: “Иррациональные доминанты основаны не на логике, не на рационализме, а на национальной культуре, ее догмах, внушенных в детстве. В физиологическом плане слово “миф” равнозначно “доминанте”. Все раздражители, подкрепляющие доминанту, воспринимаются позитивно, т.е. без критики, а активация позитивной системы мозга способствует восстановлению эмоционального баланса.

Оказывается, биологически бессмысленное ритуалоподобное поведение несет свою биологическую нагрузку в плане смягчения действия негативной активации. Можно полагать, что такое же полезное действие оказывают на поведение человека мотивации, основанные на развиваемых им мифических концепциях. Такие ритуальные мотивации могут носить самый разнообразный характер, но их сокращение приводит к росту негативных состояний, агрессии, вандализму. Вера человека в сказку делает его носителем каких-то позитивных знаний, и в какой-то степени снимает влияние негативной информации.”

Мы хотим добавить, что свидетельством вышесказанному может служить практика частых показов в советское время солдатам и заключенным фильмов-сказок. Видимо, начальствующие доподлинно знали о благотворном влиянии сказки, смягчающей черствость, питающей добром.

Исследования показали,- продолжат в своей статье ученый-физиолог,- что человеку для полноценной радости требуется участие всех уровней сознания. Только в этом случае он одновременно с радостью не будет испытывать мук совести и одиночества, пусть подсознательно. Падение религиозности, распад семьи делают счастье человека неполноценным. Настроение в целом снижается, и “маятник эмоции” отклоняется в отрицательную сторону.

Человек имеет три иерархических уровня в структуре сознания: невербальный, групповой (семья человека, стая у животных), социальный (только у человека). Сохранение жизни зависит от полноценного функционирования всех трех уровней сознания. От полноценности человека зависит сохранность и стабильность общества. Этим же определяется и здоровье общества, которое, начиная со школьной скамьи, должно усваивать понятие нормы и патологии, стремясь к первому и исключая последнее. Чрезвычайно опасно мешать норму с патологией не только инфекционной или соматической, но и поведенческой. Норма должна быть доминантным состоянием, подкрепляемым активностью позитивных структур мозга. Человека с детства необходимо приучать любить норму и стремиться к ней, что будет способствовать выработке иммунитета к такой поведенческой патологии, как наркомания и гомосексуализм. Подавлению патологии могут способствовать такие социальные доминанты как патриотизм, гордость, честность и т.д. Целеустремленность не есть врожденное свойство, она воспитывается с детства. Способность отбросить все ненужные в данный момент формы поведения, идти в направлении избранной цели приносит не только успехи в делах, но и здоровье. Когда воспроизвели кривую, описываемую центром тяжести человека, идущего по канату, оказалось, что по своему частотному спектру она близка к электроэнцефалограмме (ЭЭГ), т.е. человек может удержаться на канате, колеблясь в частотном диапазоне ЭЭГ, то есть можно говорить об определенном частотном коридоре жизни. По-видимому, и на “канате разума” человек может удержаться только в рамках своей культуры, которая и является коридором, в котором человек остается человеком. Распад культуры приводит к вырождению общества и отдельных личностей”.

На “Знаменских чтениях” в Санкт-Петербурге В.Б.Слёзин сообщил о том, что науке известны случаи улучшения состояния и даже исцеления нервных и психических расстройств человека вследствие благотворного действия от занятий народными ремеслами.

Принимая во внимание новейшие научные открытия, готовятся и проводятся внеурочные мероприятия ЦДО. Электронные технологии расширяют возможности обучения, но ничто не может сравниться с живым человеческим общением. Для этого периодически устраиваются внеклассные мероприятия и праздники в стенах лицея, куда из разных уголков области съезжаются ребята со своими родителями и другими родственниками. Первое в том учебном году мероприятие носило название «Моя малая Родина — Белгородчина».

В подготовительный период были объявлены и проведены конкурсы, в рамках которых, учащиеся представили на суд свои сочинения, презентации, фотографии на темы: «Святые места моей земли», «Природа моего края», «Хочу рассказать о своем земляке», «Люблю тебя, мой край родной», «Синие дали». Являясь организаторами мероприятия в группе старшеклассников, можем поведать, что в соответствии с планом его проведения, по станциям, представляющим Белгородскую землю в разных областях: география, история, природные и человеческие богатства, святыни, атрибуты государственности — юноши и девушки совершили виртуальное путешествие. Информационно-компьютерные технологии предоставляют широкие возможности для создания продуктов в виде викторин, кроссвордов, презентаций, которые готовили и учителя, и ученики. Традиционно для подобных встреч звучали стихи ученицы 10 класса Лили Булгаковой. У каждого из присутстствующих была возможность рассказать о себе и высказать свою любовь к тому месту, где живёт. А за чаепитием можно вживую пообщаться со сверстниками, чего так не хватает этим детям. Также в нынешнем учебном году прошло мероприятие под названием “Рождественские встречи”. Разговор шел, конечно же, о празднике Рождество Христово, о дарах волхвов, о красавице елочке, символизирующей вечную жизнь, была инсценировала любимая всеми поколениями песенка “В лесу родилась ёлочка...” Тут были также и святочные колядки вместе с другими забавами, и, ставшие традиционными для встречи Старого нового года, вареники с сюрпризом. А следующая встреча была посвящена весне как возрождающему началу и внутреннему миру человека. Викторина, подготовленная ко Дню птиц, вызвала живейший интерес не только у учеников, но и у их родителей. Кроме познавательности, представленные преподавателями биологии материалы содержали воспитательные моментов. Для многих было новостью узнать о том, что деревянный «птичий домик» – это исконно русское изобретение. В Западной Европе глиняные рукотворные домики для скворцов строились в угоду гастрономическим предпочтениям горожан - скворцы были любимым лакомством, и поварам было удобно всегда иметь под рукой свежую дичь и яйца. Профессор Г. П. Дементьев писал, что «судя по всему, именно у сельского населения России впервые возникла мысль об охране птиц по этическим и эстетическим соображениям».

Наши благочестивые предки в день празднования памяти сорока севастийских мучеников всегда пекли жаворонков, которые подобно мученикам смиренны и покорны воле Божьей. Считается, что момент, когда поющий жаворонок камнем «падает» к земле, передает благоговение птички, склоняющейся перед величием Господа.

Творческая мастерская по стихотворению А.Фета “Учись у них- у дуба, у берёзы...» дала возможность участникам встречи вместе с поэтом понаблюдать за явлениями природы и, сопоставив их с законами духовной жизни человека, приобрести весьма полезный для много выстрадавших детей опыт: человек, претерпев испытания, освобождается от пороков, становится более крепким и мудрым, а весна как по непреложности смены времен года, так и, выражающая в переносном значении радость и возрождение, приходит неизменно.

Из многих форм работы, пожалуй, стоит еще назвать такие, которые проводятся в режиме общения через видеокомнату. Среди них - разговор об обсценной лексике, который имел важное воспитательное значение, цикл музейных уроков, проводимых сотрудниками музея.

Многие направления воспитательной деятельности носят сквозной характер. Например, с темой Родины, патриотизма, любви к родному краю учащиеся начинали знакомство через литературные произведения. Результатом явились их творческие и исследовательские работы, которые по мере совершенствования, углубления и расширения материала, проходили этапы конкурсов от разряда ОУ до Всероссийского под названием “Малая Родина – центр Вселенной”. Последний дал возможность общения со сверстниками со всей необъятной территории России, дал возможность познакомиться с интереснейшими работами, отражающими культурные, географические, исторические, этнографические (всего не перечислишь) богатства, показал, огромный потенциал нашей молодежи.

Итак, работа по духовно-нравственному воспитанию продолжается, расширяется, углубляются темы, появляются новые формы ее ведения, хотя еще не все из намеченного осуществлено. Делу нравстсвенного и физического здоровьесбережения могут способствовать, например, следующие виды деятельности: совместное застольное пение учащихся, родителей и учителей; песенные конкурсы в видеозаписи; конкурсы и задания, погружающие детей в мир сказки, чуда, волшебства, мифа, словом, ирреального мира, с целью вывести ребят из состояния рационализма и прогматизма; конкурс национального народного костюма и поделок; конкурсы традиционных национальных и сакральных блюд, приготовленных вместе с родными в кругу семьи.

О результате можно судить по словам бабушки одной из наших учениц, которая сказала, что приводит на наши мероприятия младшую внучку, третьеклассницу, с целью привить ей качества любви и заботы, чего та не может получить в своей школе. Девочка, видя здесь инвалидов-колясочников и то, какой заботой, вниманием и любовью их окружают педагоги, проникается светлыми чувствами и ждет каждую новую встречу.

 

 

 

 

 

 

Меню сайта

Block title

Block content

Поиск