Персональный сайт Елены Алексеевны Куликовой

Пятница, 26.04.2024, 13:50

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход

Святитель Иоасаф предупреждает (рукопись)

 Опасная тенденция.

    В рубрике "Наши духовные ценности" газеты "Вперёд" (Новооскольский район) от 30 августа (стр.2) речь идёт о том, как в сельском Доме культуры "Отметили Яблочный Спас".
    Яблочный Спас – народное именование христианского праздника Преображение Господне. В чём его суть? Это воспоминание о том, что Сын Божий  Иисус Христос, взойдя с учениками на гору Фавор, явился им в свете неземного сияния, ослепившего их. В Евангелии от Матфея (гл.17,2) об этом сказано так: "И преобразился перед ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет". О чём это говорит? О том, что Спаситель незадолго до Крестного страдания Своего явился трём ученикам в преображённом виде, показал ту природу тела человеческого, в какую надлежит облечься и всем людям, удостоенным спасения в Царствии Небесном во Второе Славное пришествие Иисуса Христа на землю. Напоминание православным христианам о необходимости помнить, что человек – это образ Божий, что долг каждого – стремиться быть подобным Господу, через исполнение Заповедей. Это должен быть напряжённый труд наблюдения за собой, сопоставление движений души и поступков с Евангельским учением, постепенное, медленное совершенствование при помощи покаяния и исповеди, поста и молитвы, воли, укреплённой в надежде на милость Божию и помощь Царицы Небесной, почитаемых святых и Ангелов. Вот какой это праздник. После Воскресения Своего Господь являлся в горницу к ученикам закрытыми дверями, одновременно появлялся в разных местах, в пище телесной не нуждался. Тела с подобными свойствами, по обетованию (в Наставлениях святого Антония Великого, например, утверждается: "Имеем мы обетование… – сложив тело тленным,- мы воспримем его нетленным"), должны будут при воскрешении принять умершие, а тела доживших до Второго Славного Пришествия Спасителя преобразятся в природе своей и получат радость Вечную. Те же, кто по свободной воле своей выбирают жизнь, противоречащую проповеданному Христом, получат "тьму кромешную и адские муки". Так говорится в учении Церкви о празднике "Яблочный Спас". И Иоанн Богослов в своём Послании утверждает: "Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но ещё не открылось, что будем. Знаем только, что когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как он есть". (1-е Иоанна, 3;2)
    Как можно понять из нескольких публикаций, сельские Дома культуры в планах работы имеют пункты по освещению Христианской традиции. Только по непонятной нам причине с поразительной согласованностью в разных местах области в подобных мероприятиях суть христианства извращается, подменяется обрядовостью либо наполняется языческим содержанием. Так в вышеназванном материале А. Татаринцева, директор Боровского СДК, рассказывает о мероприятии. Содержание праздника, центральный образ – яблоко. Песни, пляски, игры, пословицы, сказки, кулинария – в центре всего – яблоко. "Скоморохи, Василиса Прекрасная рассказали ребятам об истории этого праздника…" Почему скоморохи, а не священник? Что было ими рассказано? Почему ни слова не говорится о том, что в храмах за Литургией славился Господь, о том, что это один из Двунадесятых, то есть самых важных праздников, о том, что многие сподобились приобщиться Святых Даров – и это главное событие, о том, что по традиции первые плоды приносятся в дар Богу и освящаются для потребления?
    В №78 той же газеты от 2 июля 2008 года материал Н. Швецовой под заголовком "Праздник престольный в селе нашем" повествует о том, как "в Немцевском сельском Доме культуры было организовано праздничное представление "Троица – зелёные святки". Из этого отчёта мы узнали о вполне светской программе праздника, организованного в советской традиции. В этом ничего плохого нет. Изумляет несоответствие слов "престольный праздник" в заглавии.
    Престол Господа стоит в храме, в Алтаре. Бог Троица – единый и неделимый в трёх лицах: Отец, и Сын, и Святой Дух. В совете Своём, то есть в совете лиц  Святой Троицы, Бог решил создать мир. И сотворил его Словом Своим, и правит вселенной в любви и истине. На Троицу, а по-церковному в праздник Пятидесятницы, по обещанию вознёсшегося на Небо Господа Иисуса Христа на Апостолов сошёл Дух Святой. И множе
ство  людей это явно видели, и уверовали в Распятого, и приняли крещение. Следовательно, на Троицу празднуется День образования Церкви.
    Представление о сущности Троицы у организаторов праздника в селе Немцево далеко расходится с каноническим и выражается в следующем действе: "театрализованное представление Троицких гуляний, с традиционными хороводами, обрядом кумления, завивания берёзки, плясками, играми". Престольному празднику автором заметки ложно приписывается языческое происхождение: "Многие календарные праздники пришли к нам из языческих времён, но остались народными и по сей день… Люди с древних времён привечали приход лета. И Троица – это праздник жизни, праздник возрождения природы".
    Через подобные мероприятия вводятся в заблуждение люди, детям прививаются понятия диких предков, поклонявшихся природе, то есть твари, а не Творцу; потребности последних ограничивались телесным. Да и хуже этого. Культура языческая предполагает культ во всех ритуальных действиях, обращение к духам. Вышеупомянутые же праздники есть не более чем мероприятия и представления, приписывающие себе чужие высокие наименования, то есть явное безбожие. Насколько опасна подобная тенденция раскрывается в статье Е.П.Белоножко "Православие в современном глобальном проекте" (Журнал "Миссионерское обозрение" №3 за 2007 год). Думается, именно к вышеназванным  подменам можно отнести то, что автор называет "игрой в "культуру", узнаваемыми образцами, не укоренёнными в национальной основе", где "культурно-национальное своеобразие допускается в пределах карнавальности, включённости в индустрию массовых развлечений". В результате подобной клубной деятельности "на смену национальной культуре приходят эрзацы аттрактивности, инсценировочности" (с.27).
    Н.Швецова верно замечает, что "в этот день прихожане выстаивали в церквах обедни с букетами луговых цветов и ветками деревьев…" Истинно исповедующие Святую Троицу: Отца, и Сына, и Святого Духа – и ныне выстаивают с молитвой за обедней по 2-3 часа, соборно духом возносятся к Богу Небесному, умиротворяются душой, очищают сердце от суеты мирской.
    Слава Богу! В Белгородской области намечена идея жизни: духовное и культурное воспитание. Только к цели этой "слепые поводыри ведут слепых"? Вместе провалятся в яму? А, может быть, здесь влияние сил, умышленно направляющих благое дело по ложному пути? Великое начинание требует к себе ответственного отношения. Выполнять его должны только компетентные люди, обязателен контроль Церкви и её представителей.
    В одном из Указов Святитель Иоасаф Белгородский писал: "Усмотрено в многих городах и сёлах, что народ, храня следы языческого идолослужения и празднования, делает рели и в недели св. Пасхи и в день Ап. Петра и Павла на них качается. Также в Троицкую неделю празднует бесовский праздник берёзы и в день св. Иоанна Предтечи купала и вечерницы, и песни поёт скверные. Все эти следы идолопоклонства народ однако празднует от своего неразумия, а священники, по знанию своему должные, это делать не возбраняют". (История Белгородской епархии. Протоиерей Олег Кобец, А. Н. Крупенков, Н. Ф. Крупенков.) Святитель Тихон Задонский обличал паству Воронежскую за участие в языческих игрищах, и ему внимал тёмный народ. Теперь новая волна приземлённости неоязыческой. Пастыри добрые должны быть.   

29 ноября 2008 – 5 августа 2009 г. г.              Елена Куликова.   

Статья:  http://kulikovaea.ucoz.ru/index/svjatitel_ioasaf_preduprezhdaet/0-118

Меню сайта

Block title

Block content

Поиск