Персональный сайт Елены Алексеевны Куликовой

Пятница, 19.04.2024, 21:50

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход

Мероприятие «Путешествие во времени...» (Из истории святого Белогорья)

7 ноября 2014 года

Конспект заочного путешествия

«Путешествие во времени...»

(Из истории святого Белогорья)

1.(Меловая гора - первая Бело Градская крепость) — 2.(Третья крепость — Бело Градский кремль - кафедральный Свято-Троицкого собор - мощи епископа Белгородского и Обоянского Иоасафа - мощи епископа Белгородского Никодима (Кононова) - периметр фундамента собора.) - 3.( Кошарский крест) — 4.( Свято - Троицкий Холковский мужской монастырь - встреча князя Игоря Святославича и его брата Всеволода - «Слове о полку Игореве» - сторожевое укрепление «Жестовая сторожка» - сооружения Белгородской черты - подземный Троицкий храм) — 5.( икона Смоленской Божией Матери и храм Смоленской иконы Божией Матери) — 6.( Белгородский полк - Успено-Николаевский собор - Петр I - Николая Ружного - Полтавская битва- ) - 7.( образ святителя Николая Ратного - Устинка Шебекинского р-на) -8. (Преображенский собор -1813 -Отечественннная война — мощи свт. Иоасафа) — 9..( Третье ратное поле, Курская дуга, Звонница, храм Петра и Павла -12 июля)

  1. Исторический путь Православия на белгородской земле начинается от времен великого князя Владимира и тесно связан с гражданской историей края. Перелистывая страницы времени, начнем путешесвие с Меловой горы, на которой была расположена древнейшая Белгородская крепость с земляными валами, башнями, рвами, с четырехугольным Кремлем, храмами, двумя подземными ходами, идущими один к ручью Ячнев Колодезь, другой — к реке Северский Донец. На территории Кремля располагалась соборная церковь Живоначальной Троицы.(рис.) В 1612 году Крепость была сожжена польско-литовскими захватчиками. Вторую Крепость возвели на левом берегу Северского Донца, она тоже просуществовала недолго.

  2. Третья крепость Бела Града заложена была на том месте, которое в настоящее время ограничивается проспектами Богдана Хмельницкого и Славы, улицей 50-летия Белгородской области и Свято-Троицким бульваром. Белгородский кремль построен был в 1650 году.

    В Троицком соборе были «ходы с лестницами, ведущие под землю; предполагают, что отсюда можно было во время осады пробраться к реке Везёлке за водой». В нём находился воеводский двор и воеводский дом, откуда управляли белгородские воеводы, в том числе и будущий выдающийся полководец фельдмаршал Борис Петрович Шереметев, при котором началось строительство каменного кафедрального Свято-Троицкого собора.

    Известно, что Троицкий собор посещали российские монархи Екатерина II, Александр I, Николай I и Николай II (последний в 1904 и 1911 годах).

    В склепе под Троицким собором в течение более полутора веков хранились нетленные мощи епископа Белгородского и Обоянского Иоасафа. Будучи истинно добрым пастырем, еп. Иоасаф ещё при жизни пользовался благоговейным уважением паствы за истинно благочестивую и подвижническую жизнь. Спустя два года по погребении Иоасафа некоторые из духовных чинов кафедрального собора, зная святую жизнь архипастыря, тайно пошли в его усыпальницу и открыли гроб, обнаружив не только тело святителя нетленным во всех своих составах: но и его одежд, покрова и самого гроба не коснулось даже малейшее тление, хотя и чувствовалась достаточная сырость в воздухе при открытии склепа.

    В течение более полутора веков хранились его нетленные мощи в Троицком соборе монастыря в Белгороде. Почитание епископа Иоасафа в народе как святого и чудотворца, вокруг имени которого сложился ряд сказаний, а также исцеления и чудеса совершившиеся у его гроба и на могиле послужили основанием для многочисленных прошений о его канонизации.

    В августе 1911 года (прославление митрополита) в левой, северной, части Троицкого собора была установлена рака и сень для нетленных мощей святителя Иоасафа.

    Торжества канонизации и открытия мощей состоялись 17 сентября 1911 года (н.ст.). (вопрос детям — чудеса и житие)

    В 1920 году мощи были вскрыты, отправлены в Москву, в антирелигиозный музей. В 1930-х годах их перевезли в Ленинград и поместили в экспозицию Музея истории религии и атеизма в бывшем Казанском соборе. С 17 сентября 1991 года находятся в Преображенском соборе Белгорода.

    Последнее захоронение в усыпальнице Троицкого собора — тело убиенного епископа Белгородского Никодима (Кононова). Владыка был арестован большевиками после богослужения прямо в алтаре Свято-Троицкого собора на следующий день после праздника Рождества. Его бросили в подвал земской управы. После длительных допросов и мучительных пыток 10 января епископа Никодима расстреляли. Тело закопали в грязную яму. Верующие, узнав, где зарыт епископ-мученик, стали приходить на это место, приносили цветы и зажигали свечи.

    Когда в июне 1919 года в Белгород вошла Добровольческая армия генерала А. И. Деникина, могила была вскрыта, и среди нескольких трупов убитых людей было обнаружено тело епископа Никодима. При огромном стечении духовенства и местных жителей он был похоронен под северной стороной Свято-Троицкого собора. (Ныне епископ Белгородский Никодим причислен к лику святых).

    По приказам большевистской власти множество святынь были поруганы и разграблены. Свято-Троицкий мужской монастырь был закрыт в начале 1920-х годов, а позднее разрушены все постройки. До настоящего времени сохранились только как дорогие святыни: пещерка свт. Иоасафа да фундамент Свято-Троицкого собора. Недавно на территории комплекса возведены часовня и здание митрополии, над пещеркой установлен прозрачный купол, а на площади, вымощенной плиткой, желтым цветом обозначен периметр фундамента собора — пока есть фундаменты, Ангелы хранят места разрушенных храмов.

    Символическая звонница установлена на том месте, где были обретены мощи священномученика Никодима (Кононова). Мощи были обретены в 2013 году и покоятся в церкви при митрополии.

  3. В 1927 году большевики решились посягнуть на главную святыню Крестовоздвиженского храма, чудотворный Кошарский крест, но богохульник Кравцов, вынесший Крест, был поражен молнией.

    Крест этот был прислан из Афонского монастыря и известен с середины 18 века, почитаем за множество чудес и исцелений, которые продолжают совершаться и в наши дни по вере, обращающихся ко Господу за помощью. (фото)

  4. Главная достопримечательность Холок (Чернянский район) - Свято - Троицкий Холковский мужской монастырь с его таинственными пещерами, которые напоминают знаменитые пещеры Киево-Печерской лавры. История этого места уходит корнями в древность, интересна, многообразна и тоже драматична.(фото)

    По преданию, монастырь располагается на том месте, где произошла встреча князя Игоря Святославича и его брата Всеволода перед их походом на половцев в 1185 году, описанном в «Слове о полку Игореве».(иллюстрац.)

    Холков-Царев-Николаевский мужской монастырь впервые упоминается в 1620 году. Его настоятель в то время ― инок Геласий.

    Холковский подземный монастырь и пещеры находились на первой террасе одного из меловых холмов, составлявших возвышенность, которая в старину называлась Жестовыми горами. В 17 веке на вершине самого высокого холма над монастырем возводят для наблюдения за степью сторожевое укрепление «Жестовая сторожка», входившее в систему инженерно-оборонительного сооружения Белгородской черты. Эта мера вызвана постоянными набегами татар, как на слободу, так и на монастырь. Внутри горы выдолблены кельи, ходы, построен подземный Троицкий храм.

    Есть в монастыре и такие кельи, вход в которые замурован, а оставлено лишь отверстие, через которое можно передать только небольшой сосуд. Уединившись, монахи-затворники несли особый духовный подвиг по 10-20 лет находясь в затворе. Есть кельи столпников, где можно было молиться только стоя или стоя на коленях. Молитвы творились ради всех людей. Вот в чем значение монашества.

    В 1764 году согласно указу Екатерины Второй о секуляризации пещерный Холковский монастырь был упразднен.

    В советское время пещеры были закрыты. Подземные достопримечательности открылись для посетителей лишь в 1990 году.

    Богослужения в подземном храме возобновлены в 1995 году. В 1997 году заложены храмовые строения будущего монастыря ― надвратный Храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, Владимирская часовня на холме и Храм Донской иконы Божьей Матери. В 1999 году монастырь был открыт.(фото)(вопрос — кто бывал, впечатление, что можете добавить)

  5. Многострадальная Русская земля видела множество войн и бед, но по вере посылались и утешения, и помощь небесная.

    В 1703 году были явлены чудеса от Смоленской иконы Божией Матери, стоявшей в стене над городскими воротами. (какие чудеса?свет,свечи, исцеление)

    (Память явления в Белгороде чудотворного образа Смоленской Божией Матери Одигитрии (Путеводительницы) была увековечена закладкой Смоленской церкви, которая украшает город по сей день.)

    Этот же образ по указанию, полученному во сне одной из солдатских жен по имени Мария, пронесли по домам, из которых ушли на войну со шведами воины Айгустова полка (полковник Савва Васильевич) и о которых не было известия четыре года. Вскоре после совершенных молебнов и горячих молитв пришло известие о том, что Белгородский полк возвращается.

Однако радость была недолгой.

Лишь на три дня и вновь врагу навстречу,

По царскому указу и по долгу,

Со шведом будет яростная сеча.

(кто может сказать каким врагом воевала Россия в начале 18 века? О каком сражении идет речь (подсказка -произошло в 1709 году)? --Полтавская битва)

  1. Это слова из оперы Н.Бирюкова и Е. Латыш-Бирюковой «Белгородский полк», одна из сцен которой разворачивается на фоне Успено-Николаевского собора, (фото) заложенного в 1701 году на месте обветшавшей церкви святителя Николая Ружного. К Николе Ружному взывают, прося помощи. Заслуживает внимания тот факт, что материльную помощь в сооружении храма, сохранившегося до наших дней, оказал царь Петр I, проезжавший через Белгород, следуя из Воронежа в Азов.(вопрос -по каким делам был великий царь в В. и А.?)заметили взаимосвязи истории,культуры, веры?

  2. Еще одна глубоко почитаемая святыня Белогорья, чудотворный образ святителя Николая Ратного, чрез который по молитвам насельников Николаевской Коренской мужской пустыни, располагавшейся в селе Устинка, были спасены жители от набега кочевников, пришедших из Дикого поля. Нападавшие всадники находились на плотине. Завидя вынесенную из храма икону, татаре стали разворачиваться вспять, пришли в замешательство, многие с лошадьми попадали в воду и утонули.

    В настоящее время чудотворный образ находится в кафедральном Преображенском соборе города Белгорода. 5 мая с ним совершается традиционный (в настоящее время молодежный) крестный ход в Устинку, Шебекинского района.(хотел кто-либо участвовать в кр. Ходе?)

  3. Следует отметить, что значение Преображенского собора в духовной жизни и истории Белгорода и России состоит еще и в том, что эта двухэтажная церковь была открыта и освящена в 1813 году . Построена она, как принято считать, в честь победы Русских войск над Наполеоном

  4. (Кто может назвать, какой есть на нашей земле грандиозный памятник воинскому подвигу советского солдата в ВОВ? - почему ПиП? (фото) -- битва на Прохоровском поле — 12 июля 1943) Третье ратное поле, Звонница, хр. апп. Петра и Павла.

    (Назовите первое ратное поле и третье ратное поле и героев, полководцев --Бородино, Кутузов; Куликово поле, кн.Дмитрий Донской, прп. Сергий Рад., Андрей Ослябя, Александр Пересвет, РУССКИЙ НАРОД)

    Мы живем в трудное время, война у нашего порога, это согнал о том, что мы не так живем. Наши предки во дни вражеских нашествий и внутренних нестроений в государстве прибегали к сугубой молитве, посту, объединялись в вере.

     

"Примеры предков утверждают дух потомства!" - эти замечательные слова в XIX веке сказал митрополит Московский Филарет.
Плакат в аудитории

Меню сайта

Block title

Block content

Поиск