Персональный сайт Елены Алексеевны Куликовой

Вторник, 30.04.2024, 17:12

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход

Шведский киноинститут представляет.
Фильм Андрея Тарковского.
ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ
Автор сценария и режиссёр
Андрей Тарковский
Оператор Свен Нюклист
В фильме снимались..
Эрланд Юсефсон
Сьюзен Флитвуд
Аллан Эдвалль
Гудрун Гисладоттир
Свен Уоллтер
Валери Мересс
Филиппа Францен
Томми Челлквист и другие...
Художник Анна Асп
Музыка из произведений
Иогана Себастьяна Баха.
Продюсер Анна-Лена Вибом
Совместно Шведско-Французское производство
слышится шум прибоя
и крики чаек 
Так, мой мальчик, а теперь иди сюда
и помоги мне.
Когда-то, давным-давно,
в одном православном монастыре
жил монах по имени Памве.
Он посадил сухое дерево на горе
такое, как это.
А своему послушнику Иоанну
велел поливать его каждый день
до тех пор, пока оно не оживёт.
Подай мне пару камней.
И вот, каждое утро на заре
Иоанн наполнял ведро водой
и отправлялся в путь.
Он взбирался на гору и поливал сухой ствол,
а вечером, когда темнело,
возвращался в монастырь.
И так продолжалось целых три года.
Но в один прекрасный день Иоанн
поднялся на гору
и увидел, что его дерево
всё покрыто цветами!
Что не говори, а метод, система -
великое дело!
Знаешь...
порой...
я говорю сам себе,
что если каждый день в одно и то же время
делать какое-то одно и то же дело,
как ритуал, непоколебимо, систематически,
каждый день, точно в одно и то же время,
то мир изменится.
Что-то в нём изменится,
иначе и быть не может!
Скажем, просыпаешься утром,
встаёшь с постели ровно в семь,
идёшь в ванную,
наливаешь из крана стакан воды
и выливаешь его в туалет.
Только вот это.
От меня так легко не отделаешься, Александр!
Красиво, правда, как в Японии икебана.
Сегодня вечером я приглашён к тебе
на День рождения!
Это большая честь для меня!
Это последнее.
Почта закрыта.
-Мальчик мой..
-Если сегодня кто-нибудь опоздает,
то придётся ждать до завтра.
У меня нет с собой очков. Можешь прочесть?
Поздравляем дорогого друга с Днём рождения.
Обнимаем Ричарда Великого,
доброго князя Мышкина.
Дай тебе Бог счастья, здоровья и мира.
Твои вечно преданные и любящие тебя
ричердисты и идиотисты!
Ой-е-ёй, как трогательно!
Шутка. Друзья шутят!
Идиотисты, не плохо сказано!
Дай тебе бог счастья! А каково, собственно,
твоё отношение к Богу?
-Я вовсе не боюсь.
-Что ты хочешь этим сказать?
-Да так.
Это не так уж плохо.
А вот ты, известный журналист,
пишешь о театре и литературе,
преподаёшь эстетику в университете.
Твоё лассо, а ну-ка сбегай, принеси его.
Эссе, ты ведь их тоже пишешь!
-Но всегда такие мрачные!
-Ты на что сейчас намекаешь? Что мрачно?
Ну, что не надо особо печалиться.
Не надо ничего желать,
ждать ничего не надо.
-Главное - ничего не ждать.
-Как это, ничего не ждать?
Кто говорит, что я чего-то жду?
Мы все чего-нибудь ждём.
Вот я, например.
Я всю жизнь ждал чего-нибудь.
Всю жизнь мне казалось, будто я сижу на
железнодорожной станции.
И в тоже время ..
я чувствовал, что всё, что было -
это ненастоящая жизнь,
а лишь ожидание жизни.
Ожидание чего-то настоящего,
чего-то важного.
-С тобой такого не было?
-Ну, если речь об этом,
я просто не думал
что тебя волнуют такие проблемы.
Ещё как! Ещё как волнуют!
К сожалению, иногда мне в башку
лезут такие странные вещи...
Да, уверяю тебя!
-Как, к примеру, тот карлик,
тот пресловутый карлик.
-Какой карлик?
Должен сказать, что тебе сегодня полностью
удалось меня запутать!
Сам знаешь, тот горбун...
У Ницше.
От которого Заратустра потерял сознание.
Потерял сознание, что ты говоришь!
Так ты, оказывается, знаком с Ницше?
Ну, не лично...
Досконально я его не изучал.
Но он любопытен мне.
Ничего не могу сказать...
да и знаешь ли, иногда воображаю себе
что-то в стиле
нелепого вечного коловращения!
Вот живём мы.
Вот все наши заботы.
Мы надеемся, ждём чего-то.
Надеемся. Теряем надежду.
Приближаемся к смерти,
наконец, умираем...
и снова возрождаемся!
Но не помним ничего из того, что было
и всё начинается сначала!
Ну, не буквально точь в точь,
а 
немного чуточку иначе.
Однако, столь же безнадёжно!
А почему? И не знаем!
Да.
Впрочем, нет.
Всё точно также, практически, одинаково.
Просто новое, так сказать, представление.
Да.
Я и сам мог бы всё это устроить,
если бы зависело от меня.
-Но это чуть-чуть смешно?
-А разве нет?
Всё это старо и в этом нет ничего нового.
Ты уверен, что сам всё это придумал?
Ведь нет?!
Ты правда думаешь, что человек мог бы найти
универсальную конструкцию,
создать, так сказать, модель абсолютного
закона
абсолютной правды.
Это было бы равнозначно созданию новой
Вселенной, стать Демиургом!
Похоже, ты вправду веришь в своего Карлика,
в это нелепое коловращение.
Видишь ли, иногда мне кажется,
если я действительно верю,
то так всё и будет.
Вера дана вам...
и будет вам по вере вашей!
Кажется, мне пора домой.
Уже вечер, а мне надо ещё найти подарок.
Перестань, совсем не обязательно!
Это ведь настоящий праздник!
На тебя обрушится лавина телеграмм!
Оревуар!
Что ты там бормочешь?
Ты знаешь, что вначале было Слово!
Но ты нем, нем как рыба!
Маленькая такая, плотвичка.
Видишь, мой мальчик, мы совсем заблудились!
Человечество идёт не тем путём,
очень опасным путём!
Вот так, какой ты стал тяжёлый!
Совсем вырос!
Как только человек осознал себя человеком...
-Как он в последнее время, нормально?
-Да, кажется, он много работает.
Он стал бояться всего - зверья,
грозы, темноты.
Мне не нравятся его монологи.
-Александр!
-Доктор, подождите, подождите,
мы сейчас придём.
Ты ведь не готов к такому
путешествию по Африке!
Это ведь целое приключение, поверь мне!
-Привет! Добро пожаловать!
-Честь имею поздравить!
-Спасибо!
Ну-с, молодой человек, как поживаете?
Трудно жить в молчании, могу представить,
но это полезно, очень полезно!
Человеческая связь, видишь ли, весьма
трудная обязанность
и не всякий её выдерживает.
-Мой славный мальчик!
-Почему мой, это ведь наш мальчик!
Ему уже надо идти, он прополощет горло
и сам ляжет спать.
Прополоскать горло - это же сущая ерунда,
вспомни, как он держался во время операции!
Молодцом!
Растёт настоящий мужчина!
Ну-ка, открой пошире рот, посмотрим.
Хорошо! Если всё так и дальше пойдёт,
через неделю сможешь разговаривать!
Кстати, вы знаете, что Ганди один день в
неделю вообще ни с кем не разговаривает?
Много лет, он ввёл это в систему.
А почему?
Должно быть, очень устал от людей.
Может тогда пойдём, Виктор, ты же сбежал
от своих пациентов.
-Какой ты элегантный!
-В такой день нужно соответствовать!
Подарок в багажнике, будет
вручён во время ужина.
-Ещё и подарки!..
-Думаю, сейчас мы все поедем домой.
Именно, все вместе.
Сделаем так - вы берёте машину,
а мы с малышом придём пешком,
нам нужно закончить наш разговор,
да, мальчик мой?
Только, пожалуйста, недолго, да, малыш?
Дома уже почти всё готово.
Я тебе рассказывал, как мы с мамой
нашли это место? Нет?
Не рассказывал?
Однажды мы с ней отправились на остров.
Это было задолго до того, как ты
должен был родиться.
Мы были там впервые. Карты у нас не было.
Мы забыли её.
А главное, у нас кончился бензин.
Мы где-то тут рядом остановились
и дальше пошли пешком.
Короче говоря, заблудились.
Потом пошёл дождь, знаешь, такой
холодный и противный!
Моросящий дождь.
Мы дошли вон до того поворота,
где старая сухая сосна.
И выглянуло солнце.
Дождь перестал и всё вокруг
залил такой свет!..
Тогда-то мы и увидели его.
Неожиданно мне стало так жаль,
что это не я,
вернее, не мы с твоей мамой живём в этом
доме под соснами у самого берега!
Он был так красиво расположен!..
И мне подумалось, что если жить здесь,
именно здесь,
то и после смерти можно было бы
быть счастливым!
Ты как? Не бойся, мой мальчик!
Смерти нет.
Конечно, есть страх смерти
и это очень нехороший страх!
Он часто заставляет людей делать то,
что вовсе не следовало бы делать.
Но если бы люди вдруг
перестали бояться смерти,
всё было бы иначе.
Да-да, это я уже о чем-то
совсем о другом.
Итак, да, как я и говорил, мы с 
твоей матерью
стояли, будто околдованные
и смотрели на эту красоту
и не могли оторваться!
От тишины, умиротворённости!
И было так ясно,
что этот дом сделан для нас!
Да, и оказалось, что он продаётся.
Это было настоящее чудо!
И в этом доме ты родился!
Он нравится тебе?
Тебе нравится твой дом?
Человек всегда защищался от других людей,
от природы,
частью которой является сам.
И он постоянно насиловал природу,
а результат этого - цивилизация, основанная
на силе, власти, страхе и зависимости!
И весь этот, так называемый
технический прогресс, служил только одному -
получению всевозможных удобств, стандартов,
а так же инструментов насилия
для удержания власти.
Мы как дикари пользуемся микроскопом
как дубиной, впрочем, нет,
дикари намного духовнее нас!
Каждое достижение научного прогресса мы
немедленно превращаем во что-то недоброе,
а что до уровня жизни,
то один умный человек сказал,
что грех не есть нечто необходимое.
И если это действительно так, то вся наша
цивилизация, от начала до конца,
зиждется на грехе!
Возникла ужасающая дисгармония.
Дисбаланс между материальным развитием
и духовным.
Что-то не так в нашей культуре.
Вернее, в цивилизации.
Что-то в корне неправильно, мой мальчик.
Ты может быть считаешь, что вначале нужно
изучить проблему, а потом всем вместе
искать решение.
А возможно, это было бы реально,
если бы не было уже так поздно!
Слишком поздно!
Боже мой, как я устал от всей этой болтовни!
Слова, слова, слова...
Только теперь я понимаю, что имел
в виду Гамлет.
Он же просто не выносил болтунов!
Тоже самое теперь и со мной,
однако, почему я это говорю?!
Если бы нашёлся кто-то, кто вместо болтовни
сделал бы, наконец, что-нибудь!
По крайней мере, попытался бы!
Мальчик!
Мальчик мой!
Ой!..
слышен грохот
Боже! Что со мной?!
Фантастика!
Какая удивительная утончённость!
Какая мудрость и духовность и
такая чисто детская невинность!
Глубина и невинность одновременно!
Да.
Невероятно!
Это как молитва.
И всё это утрачено!
Теперь мы уже не умеем молиться.
У меня сегодня трудный день.
Вернее сказать, день, над которым я
потерял контроль.
Спасибо тебе, Виктор!
Замечательная книга!
Также спасибо за вино,
мы выпьем его за ужином!
А самое главное -
спасибо, что ты пришёл!
А у тебя нет ощущения,
что твоя жизнь не удалась?
Нет. А почему?
То есть, раньше действительно было так,
как ты говоришь.
Но после того, как появился малыш,
я совершенно переменился.
Не сразу, конечно, мало помалу.
По мере того, как он рос.
Я очень привязан к нему!
Даже, боюсь, чрезмерно!
Он ещё слишком маленький
и это может его избаловать.
Но что-то волнует меня.
Я приготовился, скажем, к высшей жизни.
Я изучал философию, историю религии,
эстетику,
но всё кончилось тем,
что я надел на себя оковы.
Кстати, совершенно добровольно.
И при этом, я счастлив!
Сегодня, например...
Вот как, а что случилось сегодня?
Я получил телеграмму от моих друзей.
В шутку они подписались -
"Ричердисты и Идиотисты".
Старые друзья из театра.
Мы вместе играли Шекспира и Достоевского.
-Я помню.
-Нет.
-Что ты помнишь?
Я помню эти представления.
-И не пытайся...
-Да нет же, правда.
Я помню, как ты уронил на поднос вазу
и она разбилась,
а потом у тебя всё время текли слёзы.
Я очень хорошо это помню
и вазу тоже.
Она была белая с синими цветами.
Да, точно, она помнит.
Но те слёзы, в них не было ничего
гениального, просто мне что-то
попало в глаз.
Было очень больно и я не знал,
смогу ли я закончить спектакль.
Ты был изумителен в роли князя Мышкина!
Ты, ведь и пошёл с него,
а потом всё забросил.
Театр, всё.
И это после того, как ты сыграл "Ричарда 3-го"
и "Идиота", я никогда не могла понять.
-Что ты имеешь в виду?
-Что?
Ты сказала, что я всё забросил, что всё?
Ну, театр, всё.
То есть, успех, надо понимать?
Сейчас театр уже далеко не всё.
Я просто больше уже не мог выносить это,
понимаешь?
-Что ты хочешь этим сказать?
-По какой-то причине
я неожиданно начал 
испытывать на сцене
чувство стыда.
Мне было стыдно притворяться кем-то другим.
Изображать чужие чувства, но главное,
я стыдился искренности на сцене.
Обнаружил это один критик.
И случилось это не сразу, конечно, не вдруг.
То есть, ты утверждаешь, что у актёра не
может быть своего я?
В нём должна отсутствовать личность?
Нет, не совсем, я имею в виду, что актёрское
я растворяется в его персонажах,
а я не хотел раствориться.
Во всём этом было что-то греховное,
так мне казалось, в этом растворении,
что-то женское, безвольное.
Да.. женское - значит греховное!
Мне нравилось, что ты актёр
и ты забросил это!
-Так выходит?
-Не знаю, может быть.
-Вовсе нет, именно так это и было!
-Я говорю, что, может быть и так.
-Он всё время должен перечить!
-Она его насмерть замучает!
Ну, пожалуйста, не сегодня!
В конце концов, это же
День рождения Александра!
-Спасибо, Виктор, за поддержку!
-Другими словами, сначала он соблазнил меня
своим театром,
потом выманил из Лондона и бросил!
Но мне нравилось быть женой знаменитого
актёра и я, простите, не вижу в этом
ничего дурного.
Кто это там?
А знаешь, Александр, я уеду отсюда.
Куда ты уедешь?
Я всё брошу.
Что-нибудь случилось?
Мне предложили клинику в Австралии.
Ты с ума сошёл!
Потом обо всём расскажешь.
На горизонте почтальон Отто,
он что-то везёт.
Юлия, твой поклонник!
Добрый вечер!
Позвольте поздравить!
Вот тебе от меня некий подарок.
Спасибо, большое спасибо!
Что это такое?
Думаю, один я не справлюсь.
Это карта Европы конца 17-го века.
-Она настоящая?
-Как она может быть настоящей?
Конечно же это копия, репродукция.
-А вот и нет, она настоящая, это оригинал!
-Это невозможно!
Ах, какая красивая!
Нужно затащить её в дом.
Давайте-ка!
Но это слишком дорогой подарок, право,
не знаю, могу ли я позволить!
-Ради бога, не говори так!
-Это слишком, это слишком, Отто!
-Я понимаю, что для тебя это не жертва,но..
-Но почему это не может быть жертвой?
Естественно, это жертва.
Каждый подарок несёт в себе жертву.
Иначе, какой же это подарок?!
Прошу прощения.
Отто, меня зовут Отто!
Вот как?
Извини меня, Отто..
как случилось, что ты оказался в этих краях?
Насколько я понял, ты живёшь здесь недавно.
Ты куришь?
Однажды я был в морге и видел вскрытие
человека, который курил всю жизнь.
Я видел его лёгкие изнутри,
с тех пор я не курю!
Ты слышал, Александр?
Да, ты совершенно прав!
Я живу здесь всего два месяца.
Раньше я преподавал в гимназии историю,
но после ушёл на пенсию и переехал сюда,
стало быть, оказался здесь.
Теперь у меня и расходов поменьше ,
и побольше времени на мои увлечения.
Раньше здесь жила моя сестра,
но она умерла.
Насколько я понимаю, ты служишь на почте.
Да, почтальоном, но не постоянно,
а только в свободное время.
Привет, Мария!
Я всё убрала, фрау Аделаида, я могу идти?
Конечно, Мария, конечно, спасибо тебе!
Да, если бы ты только могла подогреть
тарелки, а остальное сделает Юлия.
-Можете?
-Конечно, фрау Аделаида, я сейчас же поставлю
тарелки подогреваться!
Когда я подогрею их, я могу идти
или что-нибудь ещё?
Нет-нет, можешь уходить, а Юлия останется.
Да, ещё одно, поставь, пожалуйста,
свечи на стол.
А потом можешь идти.
Ты открыла вино?
Открой вино и можешь быть свободна.
Тарелки, свечи, вино.
Мы живём по соседству.
-И знакомы.
-Вот как? Поздравляю!
Она приехала из Исландии пару лет назад.
-Ты об этом знал, Александр?
-Она действительно своеобразна.
-Кто?
Мария.
Да, Мария.
Иногда я боюсь её.
Как это видимо прекрасно, когда люди думали,
что мир именно такой, каким изображён здесь!
Эта Европа похожа на планету Марс,
то есть, она не имеет ничего общего с
действительностью.
О нет, ведь люди-то жили.
И не так уж плохо.
Подождите-ка, какой нынче год?
1392-ой.
А будет лучше, если мы уберём карту.
Отто, можешь мне помочь?
У меня какое-то странное чувство, что
современные карты тоже не имеют ничего
общего с действительностью.
Какой действительностью? Ты всё время упрямо
требуешь 
какой-то правды!
Правда, что такое правда?
Нет никакой правды.
Мы только смотрим, но ничего не видим.
-Вот таракан.
-Таракан?!
Парэкзампль, мадам, экскеземуа.
Вот таракан бежит вокруг тарелки,
а воображает, что движется вперёд
весьма целеустремлённо..
Откуда ты можешь знать, что думает таракан,
когда бежит вокруг тарелки?
Может быть у него это своего рода ритуал?
-Конечно, собственный, тараканий.
-Вот именно, может быть. Всё может быть.
Может случиться.
В противном случае, у нас будет
вот эта самая правда.
-Я могу помочь?
-Нет-нет, всё в порядке!
Поставим её там.
Вот так.
-Изумительная карта!
-Я рад, что ты так считаешь!
Это первоклассная карта!
А где малыш?
Мама, ты слышишь, где малыш?
Не знаю, он только что здесь крутился.
-Мне пойти посмотреть?
-Нет-нет. Он мне показался
немного расстроенным.
-Что-нибудь случилось?
-Я сейчас вернусь.
Ужин готов.
Ты говорил, что у тебя есть время на твои
увлечения, что ты имел в виду?
Что?.. Что?..
Успокойся.
Мне казалось, что я только что его видел.
-Ну, я коллекционер, в некотором роде.
-Правда?
Что значит в некотором роде?
Как вам сказать, я собираю события.
Такие, которые считаются необъяснимыми.
Но правдивыми.
Для того, чтобы собрать доказательства их
правдивости требуется немало времени.
Мне приходится много ездить, деньги мне
тоже нужны, я ведь почтальон.
Что Вы подразумеваете под
словом необъяснимые?
-Малыш должен быть сейчас здесь, он обожает
подобные истории!
-Вот как?
Действительно?
Однако...
я не вполне понимаю.
Ну вот, например...
Впрочем, нет.
Да, вот..
это случилось перед войной.
В Кёнигсберге жила одна вдова с сыном.
Но вот началась война и сына
призвали в армию.
Ему было 18 лет, они решили пойти в
фотоателье и сфотографироваться на память.
И их вместе сфотографировали - мать и сына.
И вот сына...
отправили на фронт.
-Через несколько дней его убили.
-Боже мой!
В горе и заботах женщина, конечно же,
забыла о тех фотографиях,
которые она заказала.
Почему конечно же, как она могла забыть
о такой фотографии?!
Это ведь не так важно.
Да, причина, почему она забыла,
не особенно важна.
Но всё дело в том, что она так и не
забрала эти фотографии.
Война закончилась, женщина переехала
в другой город,
подальше от своих воспоминаний.
Но она даже и не пыталась отыскать эту
фотографию?
Это же последняя карточка её сына!
Ты не даёшь рассказать до конца.
-Извини.
-Мама!
- Я буду молчать.
Извините, Отто.
Ничего, ничего.
Однажды... думаю, это было в 1960-м году,
женщина отправилась к фотографу,
чтобы сфотографироваться самой.
Она хотела дать свою карточку
на память подруге.
Она снялась, но когда получила готовые
фотографии, то увидела на них
не только себя, но и своего погибшего сына.
Здесь ему было 18 лет, а ей столько же,
сколько когда она пришла фотографироваться
в этот раз.
И всё было так?
Именно так, как ты рассказал?
Да.
Это было так.
А как ты это проверил?
Я разговаривал с этой женщиной.
И потом, у меня есть фотография, на которой
она в 1960-ом году, а её сын в
форме 40-го года.
Боже правый!
И ещё...
у меня есть копия его метриков
и официально заверенная копия
извещения о смерти.
А ты нас не разыгрываешь?
Вовсе нет.
У меня есть примерно 300 таких случаев.
284, если быть совсем точным.
Просто-напросто, мы все слепые.
Мы ничего не видим.
Как вы думаете, что это было?
-Вы плохо себя чувствуете?
-Да нет.
Ничего страшного.
Это всего лишь злой ангел
коснулся меня.
Изволите шутки с нами шутить,
господин почтальон?
Шутить?
Шутить, доктор?
А здесь не над чем шутить.
бокалы звенят... землетрясение? 
рёв низколетящих самолётов 
Кто из вас содеял это!
Боги!!!
-Мария.
-Что?
Кто это сделал?
Ваш мальчик.
Мальчик?
-А где он, кстати?
-Он наверху.
Наверное, в своей комнате.
Хорошо.
А что это там?
Это он для Вас сделал.
Это его подарок Вам на День рождения.
Они с Отто, почтальоном
вместе его построили.
Только не говорите, что это я Вам сказала 
герр Александр!
Он хотел сам Вам всё показать.
Я пойду.
Поздравляю Вас!
Идите в дом, сейчас очень сыро!
стук в дверь 
-Можно войти?
-Да-да.
А, это ты? Входи, входи.
Внизу уже почти всё готово.
А это что такое?
-Где?
-Вон та картина.
На стене, что это?
Я плохо вижу, она же за стеклом,
а здесь так темно!
Это "Поклонение волхвов".
Леонардо.
Репродукция, конечно.
Боже, какая ужасная!
Я всегда очень боялся Леонардо!
Такие специальные части сейчас
организуются повсюду.
Это так же касается и офицеров армии.
Каждый сознательный гражданин должен
проявить мужество, сохранять хладнокровие
и помогать армии сохранением спокойствия,
порядка и дисциплины.
Поскольку единственный внутренний
враг сейчас -
это паника!
Она заразительна и не поддаётся влиянию
здравого смысла.
Порядок и организованность,
ничего иного, дорогие сограждане!
Только порядок!
Только порядок!
Порядок против хаоса!
Я прошу вас,
я взываю к вашему мужеству!
И несмотря ни на что,
к вашему здравому смыслу.
Ну что, будем есть?
Малыш спит. Как вы думаете, разбудить его?
К сожалению, в нашей стране имеется такая
база с четырьмя боеголовками
и высока вероятность, что это самым
трагичным образом может
обернуться против нас.
Что это такое?
Наша связь может прерваться в любой момент.
Однако, я успел сказать вам самое главное,
дорогие сограждане!
Все должны оставаться на своих местах,
поскольку в Европе
сейчас нет места более безопасного,
чем то, где мы находимся.
Поэтому мы все оказались в
одинаковых условиях.
звонит телефон 
Все районы будут находиться под контролем
специальных частей,
с тем, чтобы сохранять
порядок!
Неужели это случилось!
Разве не надо хоть что-то сделать?!
Я всю жизнь ждал вот этого.
Вся моя жизнь была сплошным
ожиданием именно этого.
Не трогай меня!
Сделайте что-нибудь!
Мужчины, почему вы молчите?!
Надо действовать!
Мама, пожалуйста, успокойся!
Боже, Боже!
Боже, Виктор!
В конце концов ты мог бы что-нибудь сделать!
-Пожалуйста!
-Малыша разбудишь!
Его нельзя будить!
Это всё из-за меня,
это мне в наказание!
-Мальчик спит!
-Где он?
-Не стоит его будить!
-Маленький человечек, где он?!
Юлия, пойди и приведи его!
Александр, разве ты ничего не понимаешь?!
Мальчик спит!
Юлия, Юлия, пойди принеси чёрную сумку,
она рядом с пианино!
Пожалуйста...
Алексанр..
Пожалуйста!...
Нет!..
Пожалуйста!
Да-да-да.
Боже, я боюсь, я боюсь!
Боюсь!
Может быть позднее.
Боже!
Я боюсь!!!
Поставь на стол.
Александр!..
Я больше не вынесу!
Пожалуйста, ну, пожалуйста...
пожалуйста!!!
Нет, нет!!
Не надо!
Нет!
Нет.
Юлия, выпей лекарство.
Нет, я не хочу, мне не нужно.
Надо.
Это совершенно необходимо.
И абсолютно безвредно.
Всем нам будет спокойнее,
если ты примешь лекарство.
Нет, я не хочу, не хочу.
-Александр, а ты?
-Нет-нет, я вместо этого что-нибудь выпью.
Только много не пей, а то станет ещё хуже!
-Отто..
-Нет-нет-нет, не беспокойся.
Спасибо, мне не требуется.
Юлия, я должен подняться к малышу, его
нельзя сейчас будить.
Я могу пойти с тобой, а Юлия останется
здесь с мамой.
Спи, спи, мы сейчас вернёмся.
стучит в дверь 
Глухо.
Телефон мёртв.
Боже!
Почему мы всегда всё делаем наоборот?!
Всегда!
Я всё время любила одного,
а вышла замуж за другого.
-Почему?
-Может быть Вы хотите что-нибудь выпить?
Нет-нет, ничего.
Спасибо, Отто!
Нет.
Теперь мне кажется, я знаю.
Мы не хотим быть зависимы
от кого-то другого.
Когда двое любят,
то делают это они по разному.
Один из них сильный,
а другой слабее.
И тот, кто слабее,
всегда любит безоглядно!
Без какого-либо расчёта.
Сейчас мне кажется,
будто я пробудилась от
какого-то сна.
Как будто после другой жизни.
По какой-то причине
я всегда сопротивлялась.
Боролась с чем-нибудь.
Я защищала саму себя, будто 
во мне
сидел кто-то другой!
И говорил:
"Не сдавайся!
И ни на что не соглашайся!
Иначе умрёшь!"
О, Боже!
Как же мы не правы!
Как же не правы!
Хорошо, что ты поняла это
наконец!
Как себя чувствуешь?
Сейчас лучше?
Да, я поняла это.
Только слишком поздно!
А что мы сейчас будем делать?
Телефон не работает.
Мы могли бы сесть в машину и поехать
на север, где спокойнее.
Но это не получится.
Нет, сейчас везде одинаково.
-И никто не знает, где хуже всего.
-Нет-нет, мы останемся здесь.
Ну-ну-ну, тихо.
Тихо!
Мы никуда не едем.
Мы будем ждать здесь.
Виктор!
А теперь
мы можем поужинать.
Прошу прощения, мне нужно идти.
Я ещё должен кое-что приготовить.
Ты куда?
Юлия,
пойди разбуди малыша.
Сегодня совершенно особенный день!
Сегодня мы должны быть вместе!
-Прошу тебя, оставь!
-Юлия, ты слышала, что я сказала?
-Лучше не будить его.
-Юлия!
Я не собираюсь будить его.
Право, я не собираюсь этого делать!
И я не собираюсь кому-нибудь другому
сделать это!
Он заснул, мы не должны будить его!
Не должны пугать!
Пока он спит, многое может случиться!
Будет на то воля божья,
он никогда и не узнает, что произошло!
Не пугайте его, я умоляю Вас!
Если вам нужно кого-то помучить?
Возьмите герра Александра!
Или, на худой конец, меня!
Возьмите, кого хотите, потому что
ничего другого Вы не сможете!
Но я не позволю
мучить мальчика!
Девочка моя!
Моя добрая девочка!
Прости меня!
Господи!
Отец наш небесный!
Да святится имя Твоё!
Да придёт царствие Твоё!
Да будет воля Твоя!
На земле, как на небе!
Хлеб наш насущный дай нам на сей день
и прости нам грехи наши,
как мы прощаем согрешившим против нас!
Не допусти нас до соблазна,
но избавь нас от лукавого!
Аминь!
Боже!
Спаси нас в этот ужасный миг!
Не дай умереть детям моим, друзьям моим!
Жене моей, Виктору,
всем, кто любит Тебя, верит в Тебя!
Всем, кто не верит в Тебя,
ибо они слепы!
Слепы и не успели
посвятить Тебе помыслы свои,
потому что ещё не были по-настоящему
несчастливы!
Всем, кто в это мгновение теряет надежду,
будущее, жизнь
и возможность следовать Твоими помыслами.
Тем, кто исполнен страха и ощущает
приближение конца,
боится не за себя, но
за ближних своих,
тем, кого никто,
кроме Тебя
не сможет защитить!
Ибо эта война последняя,
ужасная!
И после неё не будет
ни победителей, ни побеждённых!
Ни городов, ни деревень!
Ни травы, ни деревьев!
Ни воды в колодцах!
Ни птиц в небе!
Я отдаю Тебе всё, что у меня есть!
Я отдаю свою семью, которую люблю!
Я уничтожу мой дом,
откажусь от сына!
Я стану немым, я больше никогда
ни с кем не буду говорить!
Я отказываюсь от всего,
что связывает меня с жизнью!
Только сделай, чтобы всё было как прежде,
как сегодня утром.
Как вчера!
И чтобы я избавился от этого смертоносного,
душащего, животного страха!
Всё!
Господи!..
Помоги мне!
Я исполню всё, что обещал!
Иди сюда, Виктор!
Помоги мне.
Мальчик мой!
стук монетой по стеклу
-Что такое?
-Извини, если разбудил, ты спал?
-Что это, что это было?!
-Пока ещё есть последний шанс!
Шанс, какой шанс?
-Шанс, надежда!
-Какая надежда?
-Что с тобой?
-Со мной ничего, но Мария может. Мария.
Мария? Какая Мария, что она может?
Ты должен пойти к ней и уговорить её!
-Понимаешь!
-Куда пойти, кого уговорить?
Зайди, тебе точно нужно выпить коньяку!
Я уже выпил и чувствую себя лучше.
Темно, сколько я проспал?
Стаканами пить не годится, это очень
хороший коньяк.
Где все? Спят?
Они внизу, сидят за столом, они любят тебя.
Сидят за столом?
-Ты должен сейчас же идти к Марии!
-Какая Мария?
Ты не можешь изъясняться яснее?
Мария, ты её знаешь,
она у вас служанка.
Да-да-да-да-да, я объясню позднее,
не гони меня.
Господи, да кто тебя гонит?!
Почему ты вечно ко всему придираешься
и всё запутываешь?
Она живёт на хуторе,
на другом берегу озера.
За церковью,
та, которая закрыта.
-Да кто же?
-Кто?
Я не говорю о ком-то, я говорю о церкви,
которая закрыта.
Да, но я спрашиваю не о церкви,
а кто там живет. Какое 
отношение имеет
церковь ко всему этому!
Кто там живёт? Да Мария же, служанка ваша,
я уже полчаса стараюсь объяснить тебе это!
Ты можешь повнимательнее слушать?!
Это очень важно, пойми!
Это как повнимательнее?
Я знаю, где она живёт, мне жена показывала.
Мне плохо!
Да-да-да, это простительно, простительно.
Вот так я сяду рядом с тобой.
Что ты говорил о служанке?
Да-да-да, ваша служанка.
слышна песня 
-Слышал?
-Что?
Что это?
Не знаю, я не знаю.
Мне показалось, что звучала музыка.
Как бы то ни было, ты должен идти к Марии.
Почему?
Разве ты не хочешь,
чтобы всё это закончилось?
Что закончилось, о чём ты говоришь?
Всё, всё, абсолютно всё!
Боже мой, Отто, подожди..
- Этому должен
наступить конец.
Отто..
Ты должен пойти к Марии и лечь с ней!
-Что ты такое говоришь?!
-Я говорю, что ты должен пойти и лечь,
с Марией.
Как это лечь с Марией?
Всё очень просто, она живёт одна и если ты
загадаешь всего лишь одно желание,
чтобы всему этому пришёл конец,
то так и будет.
Больше не будет этого ужаса! !
Да, но это же безумие, Отто!
Боже мой, Отто!
Ты ничего не понимаешь!
Всё это правда!
Святая правда!
Она обладает особыми свойствами,
я собрал доказательства,
она ведьма!
В каком смысле?
В хорошем смысле!
Ты меня разыгрываешь!
Продолжаешь свои шуточки по Ницше!
Есть какой-нибудь другой выход?
Альтернатива.. её нет!
Какая альтернатива, Отто,
какая альтернатива?!
-О чём ты?
-Мне лучше уйти.
Я оставил тебе велосипед у сарая.
Машину не бери.
Они могут услышать.
Я приставил лестницу к балкону.
Поезжай к Марии,
только осторожно.
У меня в переднем колесе
две спицы сломаны.
У меня туда однажды штанина попала.
Едва в воду не свалился.
-Какая штанина?
-Правая.
Будь осторожен!
Ты наконец понял, что я тебе сказал?
Ты меня слышишь?
Что?
Нет!
Нет! Никогда!
Я всё же предпочитаю
Пьеро Де Ла Франческо.
Как я понимаю, Александр считает
странным,
когда человек сам, добровольно,
превращается в произведение искусства.
В большинстве случаев результат всякого
поэтического труда весьма далеко
отстоит от автора.
И зачастую просто не верится, что образец
мастерства - творение чьих-то рук.
Но, что касается актёров, здесь как раз
всё наоборот.
Здесь автор сам выступает в роли
собственного произведения.
Прошу простить меня, я сейчас вернусь.
Пожалуйста, не уходи надолго.
Сколько у нас осталось газа,
на сколько хватит?
Я не знаю, нужно посмотреть,
мы меняли баллон неделю назад.
Ты разве не помнишь?
Юлия, иди сюда.
Ой-я!
-Кто там?
-Это я.
Герр Александр?
Что-нибудь случилось?
Почему мы стоим здесь, входите.
Я совершенно случайно услышала, как
Вы стучите.
Керосин кончился и я поднялась, чтобы
заправить лампу.
Что-то действительно случилось?
Почему Вы молчите?
В чём дело, что-нибудь дома?
Наверное, опять что-то у Вас дома!
Да?
-У тебя что, нет телевизора?
-Есть... маленький, но свет отключили
в 11 и с тех пор больше не включали.
Что? Что у Вас с руками?
Я упал с велосипеда.
Вы приехали на велосипеде?
Да, именно, и я упал.
Идёмте.
Нельзя же ходить с такими грязными руками!
-Спасибо!
-Пожалуйста.
звучит музыка орган
Эту прелюдию я знал ещё ребёнком.
Моя мама очень любила её.
В то время, когда я ещё не был женат,
часто ездил за город к ней.
Тогда она ещё была жива.
Её дом - маленькая избушка,
стоял в саду.
Маленький такой сад.
Ужасно неухоженный и заросший.
Никто долгие годы им не занимался.
И мне...
мне кажется, туда никто и никогда
не заглядывал.
Мама уже сильно болела.
Она почти не выходила из дома.
Тем не менее,
во всём этом запустении,
было нечто по своему красивое.
Да, теперь я знаю, что это было.
Когда стояла хорошая погода,
она часто сидела у окна и смотрела в сад.
У неё там даже стояло специальное кресло.
Однажды я решил привести всё в порядок,
я имею в виду, в саду.
Постричь газоны,
сжечь траву,
подрезать деревья.
В общем...
создать что-то...
по своему вкусу, своими руками.
И всё для того, чтобы порадовать 
мать.
Две недели подряд
я ходил по саду с ножницами,
с косой,
копал,
резал,
пилил,
чистил.
В буквальном смысле,
уткнулся носом в землю.
Я работал изо всех сил, чтобы сделать
всё как можно быстрее.
Маме становилось всё хуже.
Она уже не вставала с постели.
Но мне хотелось,
чтобы она успела посидеть в
своём кресле
и увидеть...
да, увидеть свой новый сад.
Короче говоря,
когда всё было сделано,
я помылся,
надел чистое бельё,
новый пиджак, даже галстук.
Я сел в её кресло, чтобы посмотреть на всё
её глазами.
Да...
Я приготовился к удовольствию.
Я...
бросил взгляд в окно и увидел...
да, что я увидел?
Куда исчезло всё прекрасное?!
Всё естественное!
Это было так отвратительно!
Все эти следы насилия! Я помню,..
как то, когда моя сестра была ещё маленькая,
она пошла в парикмахерскую...
и остригла волосы.
Ну, потому что мода была такая, понимаете?
У неё были безумно красивые волосы!
Золотые-золотые, как у леди Годиллы.
Она пришла домой ужасно довольная.
И вот, её увидел отец.
Он заплакал!
Я думаю, что с садом было то же самое.
А ваша мама?
бой часов 
Уже три часа!
Мы не успеем!
А как же ваша мама, она успела
увидеть сад?
Мария.
Да, тебе должно быть, очень неприятно
моё присутствие.
-Ты не можешь спать.
Что Вы!
Что Вы!
Ты могла бы...
ты могла бы полюбить меня?
Мария.
Что Вы такое говорите!
Полюби меня, прошу тебя!
Спаси меня!
Спаси нас всех!
Я знаю кто ты, он
рассказал мне.
Пожалуйста, пожалуйста!!
Да, да, спаси нас!
-Умоляю тебя!
-Что Вы говорите!
Ступайте.
Ступайте домой.
Хотите, я провожу вас?
У меня тоже есть велосипед.
Не убивай нас!
Спаси нас!
Мария!
Почему?!
Нет!
Не так!
Бедный Вы, бедный!
Не бойтесь!
слышен звук низколетящих самолётов
или ракет 
Что с Вами такое?!
Кто Вас так напугал?
-Успокойтесь!
Успокойтесь, я всё понимаю, я понимаю,
что у Вас что-то дома.
Я знаю её, она злая, я знаю её.
Она обидела Вас, напугала!
Не бойтесь, ничего не бойтесь!
Всё хорошо, всё хорошо!
Успокойтесь, не бойтесь!
Ничего не бойтесь!
Всё хорошо!
Всё хорошо!
Бедный Вы, бедный!
Ну, вот, ну, вот.
Здесь нечего бояться.
Не бойтесь.
Не надо.
Здесь с Вами ничего не случится.
Не плачьте!
Не плачьте, всё будет хорошо!
Полюбите меня!
-Полюбите!
-Да!
Бедненький мой, что они с тобой сделали!
-Нет, нет!
-Успокойся!
Я... я не могу!
Не могу!
-Не могу!
-Выпей, выпей!
-Выпей!
-Нет.
Сейчас всё пройдёт.
Вот так.
Вот так.
Кто это тебя так напугал?
Александр!
Мама?
Ай!
звучит японская музыка 
поют птицы
телефон работает 
-Алло.
-Алло, это Мартин.
-Да. Кто это? Это ты, Александр?
-Конечно, я.
-У тебя что-то с голосом, тебя плохо слышно.
-Да, сейчас лучше?
Да, теперь лучше.
Я только хотел спросить, редактор на месте?
Конечно, Александр, но я не думаю,
что он сможет принять тебя сегодня.
Можешь представить, какой сегодня день!
В общем-то, ничего важного, пара мелочей,
но это ничего, я позвоню завтра.
Ну, ладно, так и решим.
-Можно тебя поздравить?
-С чем?
Ах, да...
Мама, ты знала, что наш Виктор
уезжает в Австралию?
Нет, что ты такое говоришь!
Да, и он не вернётся, ему там предложили
больницу, я об этом вчера услышала.
Не так ли, Виктор?
-Над чем ты смеёшься?
-Я не смеюсь.
И когда ты это решил?
А?
В Австралию?
Ты совсем сошёл с ума!
Я не знаю, почему это оказалась
именно Австралия.
Не знаю.
Это не имеет никакого значения.
Я просто здорово устал.
Замечательно, а что будет с нами?
И с Александром.
Именно от вас-то я больше всего и устал.
Устал быть вашей нянькой.
Нянькой и гувернанткой.
-Высморкайте нос.
-Что ты несёшь!
-Извините.
-Ты сумасшедший?
Ничего, если я закурю?
Мартл, выйди. Иди, иди.
-Иди.
-Господи, мама, я ведь уже не ребёнок!
-Попроси папу выйти к завтраку,
он проснулся.
-Да, но...
-О, Боже! неужели я прошу о слишком многом?!
-Да-да, сейчас.
Полюбуйтесь на неё.
Какая умная!
Я не отпущу тебя отсюда, Виктор!
Не знаю, как мама, а я не отпущу!
Здесь что-то всё не так.

Продолжение:  http://kulikovaea.ucoz.ru/index/tarkovskij_a_zhertvoprinoshenie_2/0-452

Меню сайта

Block title

Block content

Поиск